| |||
№ п/п |
Объединенные фазы характера |
Черты характера |
В чем выражаются черты характера |
1 |
Запечатленная |
Страх/бесстрашие, Воля/бесхарактерность, Инициативность/ безынициативность |
В биологических проявлениях, в содержательных и динамических индивидуально-психологических характеристиках человека |
2 |
Переносная |
Боязливость/смелость, Веселость/угрюмость, Возбудимость/ заторможенность, Внимательность/ рассеянность |
В психологических особенностях нервно-импульсных сигналов, предназначенных для возбуждения или торможения |
3 |
Надситуативная |
Высокомерность/ естественность, Дерзость/ почтительность, Завистливость/ независтливость |
В постановке избыточных целей по сравнению с исходной задачей |
4 |
Аппетентная |
Настойчивость/ отсутствие настойчивости, Находчивость/ растерянность, Предприимчивость/ пассивность |
При выработке средств и методов достижения наивысших результатов |
5 |
Индивидно-самохромная |
Запечатленность, переносность, надситуативность |
При становлении и развитии индивидных особенностей |
6 |
Саморегулированная |
Самостоятельность/ подчиненность, Самоуверенность, Активность/ пассивность |
Отражает устойчивость деятельности по достижению выбранной цели |
7 |
Самопредъявляемая |
Радушие, Решительность/ нерешительность, Чувство собственного достоинства/ угодливость |
В потребностях выражать свои желания и впечатления окружающим |
8 |
Совместно-регулируемая |
Сдержанность/ разнузданность, Практичность/ непрактичность |
В устойчивости отношений при совместных действиях |
9 |
Социоинтроспективная |
Самостоятельность/ беспомощность, Трудолюбие/ лень, Справедливость/ несправедливость, Уживчивость/ неуживчивость |
В устойчивости оценки социально значимых объектов |
На процесс формирования самооценки человека и оценки им окружающих его людей оказывают влияние так называемые психоинтенсивные и социоустойчивые способности. Эти способности важны и для формирования личности руководителя. Они характеризуют способность человека работать в команде и руководить коллективом, адекватно реагировать на социальные изменения.
Таблица 2.
Развитие психоинтенсивных способностей.
№ п/п
Конкретные психологические характеристики
В чем выражаются способности
1
Способность к отождествлению знаковых биологических систем разной модальности
В выражении чувств, напряженности внимания, выражении воли, работе мышления и воображения
2
Способность к образному переживанию посредством проявления внешнего состояния в социальной активности
В реализации первичных образов в действии и поведении
3
Способность направлять активность сознания на конкретный предмет с целью его познания
На функциональном уровне настроя на предмет деятельности, способности к широкому выбору мотивов, ориентирующих деятельность личности
4
Способность определять источник внешних воздействий на развитие поведенческих актов, умение адекватно отвечать на изменение социальной ситуации
В высокой чувствительности поведенческих актов к изменению социальной ситуации
5
Способность улавливать изменения возрастных периодов и реагировать на эти изменения соответствующим образом
В повышенной чувствительности человека к происходящим с ним событиям
6
Способность направлять волевые усилия на активизацию внешней интенсивности и социальную активность, проявлять самодетерминацию и саморегуляцию деятельности
В способности произвольно регулировать действия и психические состояния, подчиняя их своим сознательным решениям, в способности включать различные внешние и внутренние средства саморазвития
7
Способность к осознанию своей ролевой функции среди окружающих и возможности влияния на других людей
В стойкости мировоззрения и убеждений, в способности к волевым усилиям в особых ситуациях
8
Способность оценивать свои психические состояния при подготовке и проведении совместной деятельности
В способности адекватно воспринимать совместный труд, в адекватном признании успехов других членов группы в совместной работе
9
Способность определять интенсивность усвоения и воспроизводства социального опыта
В развитии социальной активности, социальной готовности к действиям
10
Способность оценивать систему социальных связей и отношений в целом, представлять социальные ситуации в их последовательном развитии
В высокой чувствительности к развитию социальных ситуаций, во внешней интенсивности личностных позиций и установок
Таблица 3.
Развитие социоустойчивых способностей
№ п/п
Конкретные психологические характеристики
В чем выражаются способности
1
Устойчивые задатки, отражающие природную основу развития способностей
В сочетании способностей, отражающем их отношения
2
Способность к отражению образов, предметов, сцен и событий, возникающих во вторичных образах, на основе первичных представлений
В устойчивости психического свойства, лежащего в основе формирования той или иной способности
3
Способность осознания собственных свойств и состояний под влиянием доминирующих потребностей, мотивов, ценностей
В устойчивости качеств, направленных на поиск путей повышения эффективности отношений между разными способностями
4
Устойчивость способности включаться в активный процесс, влияющий на индивидуальные и психологические особенности человека
В устойчивости типичных способов поведения, в единстве проявления функциональных и операционных компонентов способностей
5
Устойчивость врожденных и приобретенных способностей, образующих систему отношений, обеспечивающих способность индивида к самоизменению
В развитии индивидуально-психологических особенностей, связанных со знаниями и навыками индивида
6
Способность к достижению устойчивой деятельности, проявляющаяся в быстроте, глубине и прочности овладения приемами деятельности
В умении управлять своими мотивами и потребностями, в чувстве развития социальной ситуации, в личностных установках, направленных на овладение предметом деятельности
7
Способность к речевой деятельности, к устойчивому воздействию на партнеров по общению, умелое использование речи и языка в процессе общения
В индивидуально-психологических особенностях словесного воздействия на окружающих, на их представления и воображение
8
Способность к устойчивости отношений совместной деятельности, умению включаться в совместный процесс, связанный с развитием межличностных ценностей и ориентационного единства членов группы и коллектива
В способности устанавливать устойчивые межличностные отношения, быстро осознавать свое отношение к действительности, в способности действовать за границами социальной ситуации и ролевых предписаний
9
Способность к социальной готовности чувствовать, переживать, действовать в отношении другого так, как если бы этим другим являлся он сам
В устойчивости социальных отношений и высокой чувствительности к социальной идентификации
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.