Долговременная поддержка Западом "дружественных тиранов" на Ближнем Востоке. Этот феномен появился во время Холодной войны и служил причиной систематического ослабления демократических сил. Однако и после окончания Холодной войны, страх перед международным терроризмом привел к тому, что Запад продолжает поддерживать "дружественные" авторитарные режимы. Администрация США призывает к демократизации Ближнего Востока, в тоже время, толерантно относится к диктаторам, которые поддерживают Соединенные Штаты в войне с терроризмом.
Исламизм. За последние десятилетия выросло влияние исламистских движений, которые стали оппозицией ближневосточным автократиям. Арабские диктаторские режимы, сталкивающиеся с растущей оппозицией в лице собственного населения, регулярно шантажируют Запад тем, что победа исламистов будет означать возникновение новых угроз для мировой стабильности. В результате, страны Запада опасаются оказывать дополнительное давление на арабских правителей.
Ни одно из 18 арабских государств не может квалифицироваться как демократическое. Демократические институты были успешно созданы в неарабских мусульманских государствах - Турции, Индонезии, Малайзии, частично в Пакистане, Бангладеш и даже Иране. Однако в последние годы демократические реформы проводились в Иордании, Кувейте, Марокко и Йемене.
Ни в одной арабской стране высшие органы власти не избираются населением в ходе честных выборов. Законодательные органы власти, как правило, обладают намного меньшими полномочиями, чем исполнительная власть. Политические партии, за исключением правящих, как правило очень слабы и не представляют реальной оппозиции существующей власти. Значительная часть населения арабских стран вообще лишена избирательных прав. Женщины составляют более 50% населения этих государств, однако они занимают не более 3% мест в законодательных органах власти. Во многих государствах они полностью лишены права голоса.
Таким образом, процесс глобализации дал в конце 90-х г. г. новый импульс интеграционным тенденциям в арабском мире. Наибольшую активность в развитии процесса экономической интеграции арабских стран проявляют сегодня Сирия и Египет. Экономическое сближение арабских стран на уровне создания Арабского общего рынка представляется арабам средством защиты от негативных последствий глобализации.
Действие объективных закономерностей поступательного развития, глобализация мировых процессов подталкивают арабские страны к объединению, порождают интеграционные тенденции. В настоящее время они получили свое воплощение в созданных региональных и субрегиональных организациях - Лиги арабских государств, Совете сотрудничества арабских государств Персидского залива, Союзе арабского Магриба, Совете арабского сотрудничества, охватывающих подавляющую часть населения арабских государств.
Однако интеграция не пустила глубоких корней и продолжает действовать скорее как тенденция. Многочисленные планы, программы, соглашения сохраняют декларативный характер, медленно воплощаясь в конкретные дела. Происходит это потому, что центростремительные силы здесь уравновешиваются центробежными.
Арабский мир по-прежнему отягощен грузом не получивших разрешения проблем, сохраняется резкий разрыв в уровне экономического развития, его разделяют политические противоречия, борьба за лидерство, амбициозные притязания политических руководителей. Все это мешает развитию интеграционных процессов.
Можно выделить благоприятные предпосылки интеграционных процессов в арабском мире. К ним относятся: общность истории, языка, культуры, богатые природные ресурсы.
Негативными факторами, мешающим развитию интеграционных процессов в арабском мире, являются: поляризация, авторитарность режима, сырьевая однобокость, интересы и давление США, арабо-израильский конфликт, оккупация Ирака.
Некоторая сбалансированность, равновесие делает это положению устойчивым. Вследствие этого интеграционные процессы в арабском мире протекают медленно.
Далее рассмотрим перспективы развития интеграционных процессов в арабском мире.
Согласно теории интеграционных процессов, первым этапом интеграции является создание зоны свободной торговли. Одним из реальных направлений совершенствования интеграционных процессов в арабских странах видится создание в 2005 году Большой Арабской Зоны Свободной Торговли на Ближнем Востоке (БАЗСТ).
Рассмотрим динамику внешней и межарабской торговли (Таблица)
Межарабская торговля (МАТ) /Вся внешняя торговля (ВТ), млн. долл.
Страна
1990
1995
2000
Всего МАТ
Всего ВТ
ВМАТ\ВВТ пропорция
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Иордания
1.056
3.504
30,13%
1.496
5.467
27.37%
1.081
6.496
16,65%
ОАЭ
2.236
33.389
6,7%
3.291
52.389
6,28%
6.682
82.879
8,6%
Бахрейн
2.203
7.547
29,19%
2.169
7.830
27,7%
1.967
10.312
19,08%
Тунис
775
9.684
8%
991
13.676
7,25%
1.151
14.229
8,09%
Алжир
469
20.689
2,27%
560
21.042
2,66%
553
29.223
1,89%
СаудовскаяАравия
5.772
68.498
8,43%
6.473
78.128
8,29%
9.249
109.055
8,48%
Судан
535
1.819
29,41%
537
1.789
30,02%
3.359
15,93%
Сирия
937
6.602
14,19%
1.298
8.595
15,10%
1.357
9.072
14,96%
Сомали
111
545
20,37%
185
447
41,38%
146
576
25,39%
Ирак
1.578
16.839
9,37%
714
1.089
65,56%
1.050
16.843
6,23%
Оман
3.581
8.235
43,49%
2.142
10.313
20,77%
16.694
20,12%
Катар
386
4.988
7,75%
572
5.609
10,19%
1.269
14.779
8,59%
Кувейт
12.231
4,37%
1.263
20.616
6,12%
1.440
27.193
5,30%
Ливан
643
2.972
21,62%
733
7.376
9,94%
1.058
6.944
15,24%
Ливия
792
19.541
4,06%
1.135
13.697
1.040
16.095
6,46%
Египет
481
11.801
4,07%
924
15.180
6,09%
1.919
18.469
10,39%
Марокко
1.405
12.142
11,57%
1.145
13.245
8,64%
1.008
20.375
4,95%
Мавритания
27
857
3,15%
37
1.214
3,05%
35
1.095
3,22%
Йемен
552
3.946
14%
738
3.521
20,97%
1.045
6.418
16,28%
Итого:
24.073
245.829
9,79%
26.404
281.225
9,39%
34.107
410.106
8,32%
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15