Подъем движения сопротивления произошел стихийно в социально неоднородной среде под влиянием внешних факторов, поэтому четкая идеологическая программа была выработана не сразу. Главной целью созданной организации было оказание сопротивления израильской армии, чтобы добиться освобождения оккупированных территорий.16 февраля 1985 г. было выпущено "Открытое письмо "Хизбаллах" к угнетенным в Ливане и во всем мире". В этом документе были изложены цели "Хизбаллах":
1 - "положить конец любому присутствию иностранных оккупантов";
2 - "предать фалангистов правосудию за преступления против мусульман и христиан";
3 - призвать население к "выбору Исламского правительства, которое одно способно гарантировать правосудие и свободу для всех".
Провозглашались основные враги - Израиль, привлекший на свою сторону США и западные страны, а также сотрудничающая с ними Национальная Комиссия Спасения, в состав которой входит и лидер "Амаль" Набих Берри. Свою оппозиционную деятельность "Хизбаллах" мотивировала двумя факторами: несовершенством политической системы в Ливане и необходимостью "противостоять главному врагу Ислама - мировому империализму".
Единственным эффективным средством борьбы в данной ситуации, по мнению "Хизбаллах", являются насильственные методы, свои действия она сравнивает с борьбой французского народа против нацистской оккупации и с борьбой американцев против колонизаторов за независимость7. Что касается отношений с Израилем, то первоначально ему не только отказывалось в праве на существование, "Хизбаллах" даже обвиняла в предательстве интересов Ливана всякое движение, желающее выступить посредником в возможных переговорах с израильской стороной. В отношении самого Ливана, точнее, его государственного устройства, "Хизбаллах" придерживалась радикальных взглядов. В отличие от "Амаль", не имевшей ничего против системы конфессионального представительства и выступающей лишь за ее реформирование, "Хизбаллах" отвергала систему, как изжившую себя, и считала любые попытки реформ малоэффективными. В тот момент радикализм движения, показавшего готовность до конца отстаивать свои позиции, произвел гораздо более благоприятное впечатление на фоне конформизма "Амаль", что позволило заручиться поддержкой Сирии и Ирана и ливанских шиитов. Еще одним важным моментом "Открытого письма" было подчеркивание особой роли ислама, что потом позволило причислить "Хизбаллах" к движениям фундаменталистского толка. Да, действительно, в 80-е гг. на завершающем этапе "холодной войны" "Хизбаллах" предлагала ислам как альтернативу капитализму Запада и социализму Востока. Кроме того, это согласовывалось с внешнеполитической линией ИРИ, которую "Хизбаллах" в "Открытом письме" называла примером для своих действий. Преследовала ли организация цель создания исламской республики в Ливане, из-за чего ее стали обвинять в радикализме? Несомненно, в "Открытом письме" есть указания в пользу этого утверждения, например, в манифесте говорилось о желании "Хизбаллах" видеть Ливан частью политической карты мира, противостоящей Америке и мировому сионизму, страной, управляемой на основе справедливых принципов ислама.
Этот момент в позиции "Хизбаллах" выражен несколько двусмысленно. Первоначально "Хизбаллах" наряду с "Амаль" была известна только как выразительница интересов ливанских шиитов. Само возникновение организации обязано множеству связей с шиизмом. Неджеф, не случайно ставший местом встречи будущих лидеров "Хизбаллах", является известным центром шиизма. Шейх Фадлалла, один из основателей организации и ее духовный лидер (Аль-муршид аль-рухи), является выпускником духовной школы Неджефа. Сейчас шейх, официально не имеющий ни одной должности в "Хизбаллах", тем не менее является связующим звеном организации с шиитской общиной Ливана и клерикальным руководством Ирана. Через него осуществляется вся идеологическая политика движения - манифесты и программы "Хизбаллах", обоснование правоты своих действий, исходя из религиозных текстов. В качестве примера можно привести 1996 г., когда во время израильской операции "Гроздья гнева" снаряд попал на базу ООН в Кане, что привело к гибели более 100 мирных жителей. Кладбище, где были похоронены жертвы, стало местом паломничества большинства ливанцев. "Хизбаллах" назвала Кану "второй Кербелой". Кроме того, Фадлалла учитывает и интересы христиан, представляющих по-прежнему одну из влиятельных политических сил Ливана. К ним "Хизбаллах" обращается и в "Открытом письме". В послании к Папе Римскому в 1997 г. от "Хизбаллах" говорится о единой для мусульман и христиан цели - создании общества благоденствия на основе следования религиозным нормам.
Лидеры "Хизбаллах" признают себя последователями идей Аятоллы Хомейни, однако при этом делают значительную оговорку - деятельность их движения осуществляется не в интересах Ирана, а в интересах ислама в целом. Ислам многолик, всеобъемлющ, он управляет иранским режимом, равно как и всем миром. Деятельность "Хизбаллах" направлена как раз на воплощение этого статуса ислама и ни в коей мере не подчинена никаким установкам, - так утверждается в манифесте. Более того, движение подчеркивает, что не намерено навязывать ислам силой, как это произошло с маронитским христианством.
Влияние идеологической основы отразилось в структуре организации. Лидеры "Хизбаллах" подчеркивают, что их движение куда шире просто партии в обычном смысле слова, и всякий мусульманин (шиит либо суннит) может считать себя его членом. Не случайно в "Открытом письме" приводятся ссылки на Коран, а также на Сунну. Внутренняя структура призвана подчеркнуть руководящий характер уламы и роль духовенства, что воплощает характерные черты хомейнизма. Духовным лидером движения считается шейх Муххамед Хусейн Фадлалла, главный муджахид шиитской общины, получивший в свое время звание аятоллы из рук самого Хомейни, который занимал руководящее место в иерархии духовных руководителей (ныне эту роль играет его преемник Хаменеи). Главным органом считается Консультативный Совет (Маджлис аш-Шура), который возглавляет Генеральный Секретарь. Консультативный Совет состоит из 12 религиозных, политических и военных деятелей. При разногласиях внутри этого органа вопрос передается на решение в Тегеран. Фетва аятоллы имеет огромное влияние.
Повседневное руководство осуществляет Политбюро во главе с Председателем. Консультативному Совету подчинен ряд исполнительных комитетов, ответственных за политическую и организационную деятельность. Следующими ступенями в иерархии "Хизбаллах" являются военный аппарат и аппарат пропаганды, которые стали играть более значимую роль в организации после подписания Таифского соглашения. Разделение полномочий на духовные и светские (Духовный лидер, Генеральный Секретарь) позволило "Хизбаллах" более гибко реагировать на ситуацию, в отличие от "Амаль", где смена лидера (назначение Н. Берри на место исчезнувшего муллы ас-Садра) повлекла за собой смену курса движения. Размежевание полномочий внутри "Хизбаллах" произошло в 1985 г., когда шейх Фадлалла, первый генсек "Хизбаллах", после совершения на него покушения израильскими спецслужбами покинул все посты в организации, оставшись только ее духовным лидером. Разделение власти в руководстве ИРИ между Аятоллой и президентом произошло только в 1989 г. после смерти аятоллы Хомейни. Поэтому сейчас общие черты в структуре органов власти в ИРИ и внутри "Хизбаллах" дали повод израильским аналитикам считать это еще одним доказательством контроля Ирана над ливанской организацией.
хизбаллах ливанская исламская хомейни
По ходу становления "Хизбаллах" испытывала ряд проблем. Во-первых, противоречия между умеренным и радикальным течениями внутри движения. Кроме того, распространению движения препятствовали и его шиитские корни, так как в политической жизни Ливана влияние шиитов было весьма скромным. К тому же не все в шиитской общине поддерживали "Хизбаллах", число ее сторонников было меньше, чем у "Амаль". Поэтому для разрешения проблемы в идеологии подчеркивалась роль ислама как фактора, примиряющего все интересы. В 80-е гг., когда "Хизбаллах" упрочила свою репутацию движения сопротивления, эти акценты отпали. Но в 1989 г. с подписанием Таифского соглашения "Хизбаллах" пришлось снова утверждать себя и приспосабливаться к условиям в принципиально новой политической обстановке.
22 октября 1989 г. ливанское Национальное собрание (в своем довоенном составе) собралось в Таифе (Саудовская Аравия) для подписания Устава о Национальном примирении, так называемое Таифское соглашение. Ливан провозглашался целостным государством с единым центром, и гражданская война объявлялась законченной. Подчеркивалась необходимость разоружения всех вооруженных формирований и выполнения резолюции ООН 425 о выводе израильских войск. Второй важный момент касался реформы системы конфессионального представительства. Распределение парламентских мест изменилось до равного соотношения между христианами-маронитами и мусульманами. Говорилось даже о перспективе отмены конфессионализма вообще. Но, пожалуй, наиболее ощутимым для Ливана последствием договора стало узаконенное теперь вмешательство Сирии в его внутренние дела. Сирии предоставлялась главная роль в контроле за осуществлением Таифского соглашения. Кроме того, несмотря на обязательство Дамаска вывести войска из восточной части Ливана, в договоре не предусматривались четкие сроки такого вывода. Правительство Ливана, еще неустойчиво держащее власть, ничего не могло возразить, т.к. Сирия способствовала окончанию затяжного внутреннего конфликта, и сирийские войска на ливанской территории гарантировали мир и спокойствие.
Для "Хизбаллах" Таифское соглашение имело как положительное, так и отрицательное значение. Вначале лидеры движения наотрез отказались принять его, понимая, что установление мира в регионе автоматически повлечет за собой прекращение деятельности "Хизбаллах". Однако вскоре движение оценило преимущества следования политике Дамаска. В то время как все вооруженные формирования, по крайней мере, официально объявили о своем разоружении, "Хизбаллах" сохранила свой статус. Надо заметить, что этому способствовало соглашение между Сирией и Ираном за спиной ливанского правительства, позволившее "Хизбаллах" продолжать борьбу до тех пор, пока Израиль сохраняет оккупированные территории. Сирия обязалась выступить в качестве гаранта, в обмен на выдачу американских заложников, захваченных в Ливане10. "Хизбаллах" не могла не учитывать роли Сирии в политической жизни Ливана. С одной стороны, Сирия оказывала поддержку "Хизбаллах" в ходе кровопролитных столкновений с "Амаль", едва не приведших к гибели движения. Однако Дамаск не упускал случая продемонстрировать и свою силу. Например, еще в 1987 г. сирийские войска ворвались в тренировочные лагеря "Хизбаллах" в южных районах Бейрута, в результате чего погибло 22 человека. Кроме того, очевидно, что Дамаск только как противовес "Хизбаллах" сохранил "Амаль", хотя это движение с точки зрения сирийских интересов не представляло никакого веса. Возможность при случае одергивать "Хизбаллах" демонстрировалась Сирией как главный козырь в игре на ближневосточных противоречиях.
В то же время подписание Таифского соглашения стало предпосылкой вовлечения "Хизбаллах" в политическую жизнь Ливана. Приняв участие в первых после установления мира в Ливане парламентских выборах 1992 г., "Хизбаллах" получила 8 из 128 мест (при этом по системе конфессионального представительства на долю шиитов приходилось 19 мест). Говоря об успехе движения на выборах, следует, однако, заметить, что, во-первых, первый назначенный послевоенный кабинет считался на 90% просирийским, включая и президента, и премьер-министра, и председателя парламента. Во-вторых, помимо сирийского военного присутствия на влияние Дамаска указывали и изменения в выборном законодательстве. В частности, число мест в парламенте было увеличено со 108 до 128 за счет районов, находящихся под сирийским контролем, а это как раз места наибольшего представительства "Хизбаллах" - дахийя (пригороды Бейрута, населенные в основном шиитами), северное Бекаа и Баальбек, а также южный Ливан, включая и Набатию (центр изучения шиизма в стране). Кроме того, мера, лишающая ливанцев, покинувших страну, права голоса, затронула преимущественно христианскую общину. Злоупотребления и нарушения законности в проведении предвыборной кампании привели к абсентеизму ливанцев (в основном христиан), недовольных сирийским присутствием в стране. Итоги Таифского соглашения, так и не изменившего самую суть конфессионализма, явно шли вразрез с идеологическими установками "Хизбаллах" 1985 г. Поэтому вопрос об участии движения в парламентских выборах 1992 г. вызвал острые противоречия в его руководящем составе. Радикально настроенная часть, возглавляемая бывшим генсеком С. Туфейли, даже призывала к поджогу избирательных участков, т.к. решение об участии "Хизбаллах" в выборах не было подтверждено фетвой из Ирана. Однако, включившись в политическую жизнь Ливана, "Хизбаллах" все же не повторила судьбу "Амаль" в начале 80-х гг., сохранив свой многоуровневый характер.
Страницы: 1, 2, 3