Многие институты современного международного морского права начали зарождаться лишь в период подъема капитализма и прошли потом сложный путь развития. Правила, регулировавшие публично-правовые отношения государств на морях и в океанах, создавались и накапливались на протяжении нескольких столетий главным образом в качестве международных обычаев. Причиной этой медлительности были проявлявшиеся на протяжении многих десятилетий острые противоречия между государствами по таким кардинальным вопросам, как свобода мореплавания и рыболовства, ширина и правовой режим территориального моря и другие.
Лишь иногда и, как правило, по конкретным и сравнительно узким вопросам мореплавания государства заключали международные соглашения. Эти соглашения относились как к периодам мира, так и, в большей степени, к периодам, когда происходили военные действия, поскольку война в то время считалась допустимым состоянием международных отношений. Укажем для примера на такие соглашения, как заключенные в XVIII веке соглашения России с другими странами об отмене салюта в открытом море, Декларация о вооруженном нейтралитете 1780 года, Декларация о морской войне 1856 года, Конвенция по охране подводных телеграфных кабелей 1884 года, Конвенция о режиме Суэцкого канала 1888 года.
Поскольку международные обычаи в области использования морей и океанов создавались на протяжении длительного исторического периода и ввиду того, что многие из них признавались лишь некоторыми государствами и не признавались другими, между государствами возникали споры и разногласия по вопросу о том, существует ли та или иная международно-правовая норма как общеобязательная. Постепенно стала ощущаться большая нужда в кодификации норм международного морского права.
Попытки такой кодификации предпринималось уже в XVIII — XIX веках. Но они оканчивались или неудачей, или заключением в редких случаях таких актов, как Декларация о морской войне 1856 года. Серьёзную неудачу потерпела Гаагская конференция по кодификации международного права, состоявшаяся в 1930 году и обсуждавшая, в частности, вопрос о территориальном море. Одной из основных причин провала Гаагской конференции 1930 года и некоторых других конференций по кодификации норм международного права было стремление некоторых государств навязать в качестве норм, обязательных для всех государств, выгодные им положения, которые очень многими государствами не признавались в качестве норм международного права.
Особенно много актов беззакония и насилия совершалось странами во время войн. «Беззакония, умышленно совершенные Германией во время первой мировой войны, — отмечал английский профессор Д. Коломбос, — с еще большей силой повторились во второй мировой войне»[13]. Особенно свирепствовали фашистские военные самолеты и корабли, когда они нападали в 1941 году на беззащитные советские суда, перевозившие эвакуированное гражданское население из Таллина, Одессы, Севастополя и других городов. Великобритания и США вели себя также не лучшим образом. «В 1942-1945гг. Великобритания и США, — писал Д. Коломбос,— в свою очередь в качестве репрессалии использовали свои подводные лодки для уничтожения неприятельских торговых судов»[14].
Как известно, США и Великобритания еще в 1941году в Атлантической хартии заявили, что будущий мир «должен предоставить всем возможность свободно, без всяких препятствий плавать по морям и океанам»[15]. Однако это торжественное заявление нарушалось ими после второй мировой войны. Не всегда следуют ему они и сейчас, хотя свобода использования морей и океанов в мирных целях соответствует объективным потребностям этих стран в осуществлении нормальных связей с другими государствами.
США и Великобритания совершали и совершают в последние годы такие действия на морях, которые несовместимы с общими принципами международного права, а также с принципом свободы открытого моря. Они многие годы проводили в Мировом океане испытание ядерного оружия. Эти испытания вызвали уничтожение и отравление живых ресурсов моря, заражение воздушного пространства над открытым морем, смерть и заболевания многих людей. Военная авиация США, Великобритания и других государств множество раз производила опасные облеты иностранных судов в открытом море, а военно-морские силы — опасные сближения с мирными иностранными судами.
Победа в войне против фашистской Германии и Японии и последовавшее за ней создание ООН вновь привлекли внимание государств к проблемам кодификации международного права, включая морское. Подготовительную работу в этой области в значительной мере стала осуществлять Комиссия международного права, специально для этой цели созданная в 1947 году в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 174 (II). В период с 1949 по 1956 год Комиссия уделила большое внимание международному морскому праву. С учетом сложившихся и общепризнанных международных обычаев и новых факторов в области как мирового политического развития, так и освоения Мирового океана она подготовила проект «Статей, относящихся к морскому праву» и рекомендовала Генеральной Ассамблее ООН созвать международную конференцию полномочных представителей для его рассмотрения.
Эта рекомендация была принята, и в соответствии с резолюцией Генеральной Ассамблеи 1105 (XI) от 21 февраля 1957 года. I Конференция ООН по морскому праву состоялась в Женеве с 24 февраля по 29 апреля 1958 года. В ней приняли участие делегации от 86 стран. Конференция должна была рассмотреть все основные вопросы международного морского права, принять во внимание не только юридическую, но и техническую, биологическую, экономическую и политическую стороны проблемы и изложить результаты своей работы в одной или нескольких международных конвенциях или в каких-либо других актах, какие она признала бы подходящими.
I Конференция ООН по морскому праву в целом сумела выполнить указанное поручение Генеральной Ассамблеи ООН и в результате своей работы на основе статей, подготовленных Комиссией международного права, приняла четыре конвенции: Конвенцию о территориальном море и прилежащей зоне, Конвенцию об открытом море, Конвенцию о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря и Конвенцию о континентальном шельфе. На конференции были одобрены также резолюции об испытаниях ядерного оружия в открытом море, о загрязнении моря радиоактивными отходами, о рыболовстве и об исторических водах. Кроме того, принят факультативный протокол об обязательном порядке разрешения споров, касающихся толкования и применения одобренных конференцией конвенций по морскому праву.
Принятие указанных выше документов было важной вехой в кодификации и создании норм международного морского права. Конвенции по морскому праву 1958 года содержат значительное число положений, которые были проверены практикой и отвечают потребностям государств в осуществлении их мирной деятельности на морях и в океанах. Однако в них имелись и существенные проблемы. Так, участники I Конференции ООН по морскому праву не смогли договориться о предельной ширине морской полосы вдоль берега, образующей территориальные воды (территориальное море) и входящей в состав территории морских государств. Для решения этого вопроса в 1960 году была специально созвана II Конференция ООН по морскому праву, но и она из-за негативной позиции некоторых стран, вновь выступивших против 12-мильного предела ширины территориального моря, окончилась неудачей. Отсутствие договорной международно-правовой нормы о ширине территориального моря продолжало осложнять отношения между государствами.
В 1962 году США установили незаконную морскую блокаду Кубы, назвав её «карантином». В период вооруженной агрессии в Индокитае корабли военно- морского флота США производили обстрелы торговых судов третьих стран, минирование входов во вьетнамские порты. Такого же рода акты произвола военно-морские силы США осуществляли на подступах к морским берегам Никарагуа и во внутренних водах этой страны. Противоправны акты демонстрации и в ряде случаев грубого применения вооруженной силы военно- морской авиацией и военными кораблями США у берегов Ливана, Ливии и других стран Средиземноморья, в индийском океане, Атлантике и районах Тихого океана, в Персидском заливе, а Великобритании — в Южной Атлантике. До сих пор США блокируют Ирак и Югославию со стороны моря, и атакуют их с моря и с воздуха.
Новым этапом в прогрессивном развитии и кодификации международного морского права стала III Конференция ООН по морскому праву, которая длилась с 1973 по 1982 год. В ней участвовало около 160 государств. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 3067 (XXVIII) от 26 ноября 1973 года определила в качестве задачи этой конференции «принятие конвенции по всем вопросам, касающимся морского права». Конференция разработала и представила государствам на подписание Конвенцию ООН по морскому праву 1982 года. Её подписали 157 государств, Совет ООН по Намибии и ЕЭС.
Конвенция ООН по морскому праву включает в себя ряд действующих международных обычаев и положений конвенций по морскому праву 1958 года, некоторые из которых были уточнены и дополнены с учетом современных условий. Однако наряду с такого рода положениями III Конференция ООН по морскому праву приняла во внимание новые факторы международного развития, включила в Конвенцию 1982 года много новых понятий, таких, например, как «исключительная экономическая зона», «район морского дна», «проливы, используемые для международного судоходства», «архипелажные воды», и определила правовые режимы для районов, к которым применяются указанные понятия.
Конвенция ООН по морскому праву состоит, кроме преамбулы и введения, из следующих взаимосвязанных частей: Территориальное море и прилежащая зона (часть II); Проливы, используемые для международного судоходства (часть III); Государства-архипелаги (часть IV); Исключительная экономическая зона (часть V); Континентальный шельф (часть VI); Открытое море (часть VII); Режим островов (часть VIII); Замкнутые или полузамкнутые моря (часть IX); Право государств, не имеющих выхода к морю, на доступ к морю и от него и на свободу транзита (часть X); Район (часть XI); Защита и сохранение морской среды (часть XII); Морские научные исследования (часть XIII); Разработка и передача морской технологии (часть XIV); Урегулирование споров (часть XV); Общие положения (часть XVI) и Заключительные положения (часть XVII).
Подготовка и одобрение этой универсальной конвенции справедливо рассматриваются подавляющим числом государств и ООН в качестве значительного вклада в прогрессивное развитие и кодификацию международного права, в дело укрепления законности и правопорядка в Мировом океане, сохранения мира и международной безопасности.
Конвенция — это крупное достижение за всю историю кодификации не только международного морского права, но и международного права в целом. Естественно, если все участники Конвенции ООН по морскому праву станут относиться с должным уважением к достигнутому таким путем компромиссу, то ее значение для укрепления и развития мирных, дружественных отношений государств на морях и в океанах будет как позитивным, так и долговременным.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Современное развитие морских отраслей мировой экономики, в частности, морского транспорта и рыбных промыслов, обусловило проведение многими государствами активной и целенаправленной морской политики, как части их общей внешней и внешнеэкономической политики. Если ранее представления о морской политике связывались в основном с военно-стратегическими интересами крупных государств, то ныне эта политика стала в большинстве стран определяться в большой степени непосредственно экономическими задачами, связанными с использованием Мирового океана: для поддержания международных торговых связей, добычи биологических и минеральных ресурсов и так далее. Задачи осуществляемой государствами морской политики потребовали выработки соответствующих юридических норм. В свое время это вызвало к жизни конвенции по морскому праву.
Наличие серьезных противоречий между политическими тенденциями различных государств и их групп обусловливает противоречивость тенденций в развитии современного международного морского права.
В настоящее время нападкам со стороны некоторых государств подвергаются Женевские конвенции 1958 года, как якобы устаревшие. Однако истекшие с момента их принятия годы убедительно показали в основном их жизненность и соответствие интересам сотрудничества государств в области мирного использования пространств и ресурсов Мирового океана.
С развитием мирового судоходства возникла необходимость существования значительного числа международных правил, преимущественно технического и организационно-технического характера, связанных с обеспечением безопасности мореплавания, предотвращением загрязнения моря нефтью, развитием систем сигнализации (внедрение с 1998 по 2003 года новой спутниковой системы передачи сигнала бедствия), облегчением портовых и других формальностей и так далее. Этим правилам придается форма административно-правовых норм с тем, чтобы обеспечить их обязательное соблюдение всеми государствами, организациями и гражданами, участвующими в международном судоходстве. Подобного рода правила содержатся в специальных конвенциях, выполнение которых обеспечивается государствами — участниками конвенций через создаваемые ими специальные административные (надзорные) органы. Административными органами государств контролируется деятельность своих национальных организаций и граждан в области судоходства и соблюдение ими международно-правовых, технических и административных правил, а также осуществляется надзор за их соблюдением заходящими в воды и порты данного государства иностранными судами.
Осуществляемая в Мировом океане деятельность чаще всего связана с производственными процессами и имеет целью достижение определенных материальных результатов — доставку морским путем грузов, добычу рыбных, животных или растительных продуктов моря, извлечение с морского дна или из его недр полезных ископаемых и так далее. При осуществлении такого рода деятельности между её участниками, а также между ними и другими лицами возникают отношения имущественного характера, регулируемые в основном гражданско-правовыми нормами. В этих имущественных отношениях часто участвуют граждане и организации разных государств. В таких случаях регулировать возникающие между ними отношения юридическими нормами одного какого-либо государства оказывается затруднительными, а иногда и невозможны, особенно, если в основе этих отношений лежат факты или события, имевшие место в открытом море. При попытках же применять законодательство отдельных государств часто возникают коллизии законов.
Поэтому, в рамках международного морского права регулирование имущественных отношений осуществляется с помощью унифицированных гражданско- правовых норм или с помощью коллизионных норм, отсылающих к подлежащему применению национального законодательства. Унифицированные гражданско- правовые и коллизионные нормы содержатся в соответствующих международных договорах, заключаемых с целью достижения единообразного решения спорных вопросов и избежания коллизий законов. Таковы, например, Брюссельские конвенции 1910 года для объединения некоторых правил относительно столкновения судов, оказания помощи и спасания судов или Конвенция 1924 года об унификации некоторых правил о коносаментах и других. Совокупность гражданско-правовых, коллизионных, а в ряде случаев и гражданско- процессуальных норм, регулирующих отношения, связанные с морской деятельностью, составляет международное частное морское право.
Тенденции к унификации норм международного частного (в том числе гражданского) морского права возникли в конце прошлого века. С расширением морской деятельности и появлением новых её видов эти тенденции получают все большее развитие. Важная роль в области унификации международного частного морского права принадлежит Международному морскому комитету.
«Мирное сосуществование государств — объективная необходимость развития человеческого общества. Война не может и не должна служить способом решения международных споров»[16]. Мирное сосуществование предполагает, в частности, развитие сотрудничества между государствами в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характерам. Осуществлением такого сотрудничествам между государствами является одной из целей ООН, о которой говорится в статье 3 её Устава.
Международные отношения складываются из различных отношений государств: политических, экономических, культурных, научных, правовых и тому подобных. Их сложность определяется прежде всего существованием в мире государств с противоположными социально-экономическими системами и возникновением большого числа новых государств (например, распад СССР, Югославии и Чехословакии, объединение Германии). В этих условиях процесс образования международных организаций, призванных в той или иной степени регулировать отношения между государствами в различных областях их деятельности, усиливается. Этот процесс является одним из проявлений становления и развития новых форм международных отношений. Немаловажное влияние на возникновение международных организаций и их деятельность оказывают последствия происходящей в мире научно-технической революции. Среди различных международных организаций наибольшую роль играют межправительственные международные организации мирового и регионального масштаба. Наряду с ними существуют также различного типа неправительственные организации: научные, профессиональные и так далее.
Международные организации ни в коей мере не являются органами, могущими осуществлять надгосударственные функции. Они не могут вмешиваться во внутренние дела государств-участников. Цели, задачи, структура и компетенция международных межправительственных организаций определяются договорами, соглашениями, учредительными актами и регламентами (правилами процедуры) деятельности их органов, заключаемыми между суверенными государствами или одобряемыми ими на добровольной основе. Ряд межправительственных и неправительственных международных организаций существует и в области морского судоходства и в других областях деятельности, связанной с использованием Мирового океана. Эти организации играют существенную роль, в частности, в развитии и формировании норм морского права.
Список литературы: 1. Молодцов С.В. «Международное морское право» М.: Международные отношения,
1987 год.— Стр.272. 2. Коломбос Д. «Международное морское право» М.: Прогресс, 1975 год.— Стр.
782. 3. Жудро А.К., Джавад Ю.Х. «Морское право» М.: Транспорт, 1974 год.— Стр.
384. 4. Иванов Г.Г., Маковский А.Л. «Международное частное морское право» Л.:
Судостроение, 1984 год. — Стр. 287. 5. Нгуен Нгок Минь «Международное морское право» М.: Прогресс 1981 год. —
Стр. 183. 6. «Очерки международного морского права» Под ред. Корецкого В.М. М.:
Госюриздат, 1962 год — Стр. 391. 7. «Морское право и международное судоходство на современном этапе» Под ред. Колодкина А.Л. М.: Транспорт, 1986год.—Стр.345. 8. Баскин Ю.Я., Фельдман Д.И. «История международного права» М.:
Международные отношения, 1990 год —Стр. 485. 9. Хиггинс Ф., Коломбос Д. «Международное морское право» М.: Издательство
«Иностранная литература», 1953год.—Стр.714. 10. «Международное морское право» М.: Издательство Университета Дружбы народов, 1988 год.—Стр.287. ----------------------- [1] Цит. по Молодцов С.В. «Международное морское право» М. Международные отношения, 1987г. с.25. [2] Цит. по Иванов Г.Г., Маковский А.Л. «Международное частное морское право» Л. Судостроение С.16. [3] Цит. по Молодцов С.В. «Международное морское право» М. Международные отношения. С.25. [4] Цит. по Иванов Г.Г., Маковский А.Л. «Международное частное морское право» Л. Судостроение. С.17. [5] Там же С.17. [6] Цит. по Гуго Гроций «Свободное море» М. Транспорт С.43. [7] Цит. по Молодцов С.В. «Международное морское право» М. Международные отношения С.27. [8] Цит. по Нгуен Нгок Минь «Международное морское право» М. Прогресс С.22. [9] Цит. по Молодцов С.В. «Международное морское право» М. Международные отношения С.30. [10] Цит. по Молодцов С.В. «Международное морское право» М. Международные отношения С.30. [11] Цит. по Молодцов С.В. «Международное морское право» М. Международные отношения С.32. [12] Кодекс был опубликован под названием «Jus Martimum Hanseaticum». [13] Коломбос Д. «Международное морское право» С.75. [14] Там же. С.78. [15] Цит. по Молодцов С.В. «Международное морское право» М. Международные отношения С.34. [16] Программа Коммунистической партии Советского Союза. М., Политиздат, 1964, стр.59.
Страницы: 1, 2, 3, 4