Поражение в 1998 г. хазарейцев-шиитов, на которых главным образом опирались иранцы, лишило их главного плацдарма своего влияния в ИГА. Сейчас Иран, оказывая помощь продолжающим сопротивление шиитским группировкам, все больше обращает свое внимание на А.Ш.Масуда – единственного лидера «северян», оказывающего реальный отпор талибам. Тегеран не без оснований полагает, что военные успехи А.Ш.Масуда могут вынудить ДТ пойти на поиск политического решения проблемы.
В то же время Иран не заинтересован в эскалации внутриафганской вооруженной борьбы и втягивании в нее, поскольку осознает невозможность победы поддерживаемого им ОФ над талибами и опасность последствий своего прямого вмешательства в афганские дела. В силу этого иранцев больше устраивал бы перевод конфликта в Афганистане из фазы жесткого военного противоборства в менее напряженное состояние, при котором открывались бы возможности склонить талибов к поиску политических решений на основе отказа от претензий на монопольную власть в ИГА. Даже захват талибами Генерального консульства ИРИ в Мазари-Шарифе и убийство группы иранских дипломатов в ходе широкомасштабного наступления на севере Афганистана летом 1998 г. не привели к непосредственному военному столкновению ИРИ с ДТ, хотя Тегеран стянул к ирано-афганской границе и держал там в течение длительного времени значительные армейские силы.
Признавая администрацию президента Афганистана Б.Раббани в качестве единственного законного правительства страны, Иран поддерживает контакты с талибами, понимая, что сегодня они представляют наиболее значительную военно-политическую силу в ИГА. Вместе с тем иранцы считают ДТ креатурой Пакистана, созданной с одобрения и при поддержке США и Саудовской Аравии с целью ослабления позиций ИРИ как региональной державы и создания коридора в Центральную Азию через Афганистан в обход Ирана. Соответственно, в Тегеране полагают, что установление монопольного господства талибов в ИГА грозит потерей позиций Ирана в этой стране, усилением влияния Пакистана, Саудовской Аравии и США в Афганистане, дестабилизацией обстановки в приграничных с ИГА районах Ирана.
Исходя из этого, иранцы с подозрительностью относятся к демонстрируемым пакистанцами усилиям организовать ирано-пакистанское взаимодействие для достижения внутриафганского урегулирования, полагая, что такое взаимодействие может стать ширмой для продвижения собственных планов Пакистана. В Тегеране не видят декларируемого Исламабадом сближения в принципиальных подходах двух стран к решению афганской проблемы. Здесь считают, что предлагаемое Пакистаном включение в состав администрации ДТ отдельных лояльных талибам непуштунских представителей при полной ликвидации нынешних группировок северного альянса является извращением существа идеи о широкопредста-вительном, многоэтническом правительстве.
Принимая во внимание исторические особенности и реалии развития Афганистана, Тегеран вместе с тем признает значение пуштунского фактора и в этом контексте стремится поддерживать те пуштунские организации и группировки, которые идут на сотрудничество с ним. ИРИ, в частности, считает ошибкой северного альянса снятие в свое время с поста премьер-министра Афганистана Г.Хекматьяра, что привело к отходу от альянса возглавляемой им Исламской партии Афганистана (ИПА), и пытается вновь интегрировать эту партию в ОФ, а Г.Хекматьяра – в государственную политическую структуру северного альянса. Иранцы поддерживают и С.Сайяфа, лидера другой оппозиционной талибам пуштунской организации – Исламского совета освобождения Афганистана.
Выступая за политическое урегулирование внутриафганского конфликта через создание широкопредставительного коалиционного правительства с учетом прав и интересов всех без исключения афганских национальных, конфессиональных и политических сил, Иран видит в этом определенную гарантию обеспечения своих политических и идеологических интересов, а также собственной национальной безопасности, поскольку политическое урегулирование поможет, помимо всего прочего, решить проблему находящихся в ИРИ афганских беженцев, эффективнее бороться с контрабандой наркотиков и оружия.
В то же время прекращение гражданской войны и возвращение мира и стабильности в Афганистан может, как это не парадоксально, нанести урон экономическим интересам Тегерана. Так, в случае реализации планов прокладки через территорию Афганистана магистральных газо- и нефтепроводов из Туркменистана в Пакистан и далее к Оманскому заливу Иран, при нынешней неблагоприятной для него внешнеполитической конъюнктуре, лишится значительных финансовых дивидендов, которые он мог получить, если бы центральноазиатские энергоресурсы проходили через его территорию. Со стабилизацией обстановки в Афганистане обострится и торговая конкуренция Ирана с Пакистаном и другими странами на рынке государств Центральной Азии.
Отношение Таджикистана к ситуации в Афганистане во многом определяется этнической близостью таджиков двух стран. При этом развитие внутриполитической обстановки в одной из них оказывает прямое и весьма серьезное воздействие на ход событий в другой. Так, в период гражданской войны в Таджикистане после распада СССР группировки афганских моджахедов, свергнув правительство Наджибуллы и сформировав исламское правительство, стали оказывать помощь и поддержку таджикским исламским группировкам, впоследствии составившим Объединенную таджикскую оппозицию (ОТО) – Движение исламского возрождения Таджикистана (ДИВТ).
После прихода к власти в Таджикистане правительства Э.Рахмонова и возникновения Движения талибов, подчинившего своему контролю две трети территории ИГА, включая Кабул, ситуация изменилась. Активные попытки талибов разбить силы северного альянса, распространить свое влияние на северные районы Афганистана и приблизиться к границам среднеазиатских стран СНГ в немалой степени ускорили достижение соглашения о национальном примирении между правительством Таджикистана и ОТО. В создавшихся условиях уже участники антиталибской коалиции, и прежде всего ИОА Б.Раббани – А.Ш.Масуда, стали возлагать растущие надежды на помощь и содействие Таджикистана в противоборстве с талибами.
Рост взаимопонимания между правительством Таджикистана и участниками северного альянса Афганистана, прежде всего ИОА, объективно вполне объясним. Северный альянс – последний буфер на пути экспансии талибов на север. В случае военной победы талибов, придерживающихся экстремистских политико-идеологических взглядов, определяемых ваххабитским течением ислама, угроза дестабилизации обстановки в Таджикистане значительно возрастет. Уже сейчас Душанбе серьезно обеспокоен налаживанием контактов между ДТ и экстремистским крылом ОТО. Этому в значительной степени будут способствовать и такие факторы, как вероятный массовый исход беженцев из ИГА, обострение проблемы наркотрафика.
В этих условиях линия Таджикистана в афганских делах определяется его стремлением укрепить позиции антиталибских сил и прежде всего ИОА перед лицом общей угрозы. В Таджикистане полагают, что если А.Ш.Масуду удастся и дальше сдерживать военную экспансию талибов и наладить координацию действий с другими силами антиталибской коалиции, то это может вынудить ДТ пойти на серьезный внутриафганский диалог. Душанбе активно использует политико-дипломатические рычаги для продвижения идеи мирного урегулирования афганской проблемы на основе учета интересов непуштунских национальностей ИГА, прежде всего афганских таджиков. В этой связи руководство Таджикистана большое значение придает миротворческой деятельности ООН и, в частности, посредническим усилиям специального посланника Генерального секретаря ООН по Афганистану Л.Брахими, активно участвует в работе «Группы соседей и друзей Афганистана» («группы 6 + 2»).
Исключительно прагматическим является восприятие развития событий в Афганистане Узбекистаном. Узбекское руководство главную угрозу дестабилизации общественно-политической ситуации в своей стране видит в наращивании экспансионистских устремлений талибов, распространении «подлинно исламского правления» на северные районы ИГА, где проживает около 1,5 млн. афганских узбеков. Опасность политико-религиозной экспансии ДТ, обострения проблемы узбекских беженцев заставляют Узбекистан принимать соответствующие превентивные меры. Узбекские власти оказывали всестороннюю помощь входившему в Объединенный фронт в основном узбекскому по этническому составу Национальному исламскому движению Афганистана, поддерживая его требования полноправного участия в формировании будущего афганского правительства и получения соответствующей доли власти в послевоенном Афганистане. С самого начала Ташкент сделал ставку на основателя НИДА генерала А.Достума. Поэтому, когда в мае 1997 г. в результате измены одного из своих соратников – генерала А.Малека, перешедшего на некоторые время на сторону талибов, А.Достум вынужден был бежать из Афганистана, узбекская сторона заметно сократила свою помощь НИДА, однако сделала все, чтобы вернуть своего протеже на политическую сцену северного Афганистана. А.Достуму удалось вернуться, но он так и не сумел полностью восстановить свои военно-поли-тические позиции, хотя и вновь возглавил НИДА. Между А.Достумом и А.Малеком, который после кратковременного отъезда снова вернулся в ИГА, сохранялись серьезные разногласия, которые накладывали негативный отпечаток на обстановку в северном альянсе в целом. Ташкент довольно болезненно реагировал на неспособность А.Достума восстановить свой прежний безоговорочный авторитет и влияние в узбекском анклаве ИГА и в ОФ в целом. После разгрома талибами основных сил НИДА и захвата ими Мазари-Шарифа и Хайратона летом 1998 г. Узбекистан практически прекратили оказание помощи А.Достуму.
Военное поражение НИДА и выход талибов на афганско-узбекскую границу вынудили Ташкент заметно скорректировать линию своего поведения в отношении ДТ. Она стала более взвешенной и осмотрительной. В интересах обеспечения безопасности в приграничных районах узбекские власти пошли на неофициальные контакты с талибами, согласились на поставку электроэнергии в северные районы Афганистана.
Вместе с тем в Ташкенте все еще сохраняются опасения возможного дестабилизирующего влияния со стороны ДТ. Хотя Узбекистан и вышел из Договора о коллективной безопасности стран СНГ, президент И.Каримов в октябре 1998 г. выступил с инициативой заключения трехсторонней Декларации о сотрудничестве с участием России, Узбекистана и Таджикистана, предусматривающей совместные шаги по противодействию исламскому экстремизму.
Одновременно Узбекистан более благосклонно стал относиться к А.Ш.Масуду, признавая его роль в организации эффективного военного отпора талибам, хотя Ташкент по-прежнему настораживают тесные связи лидера ИОА с Душанбе, с которым у узбекских властей существуют серьезные разногласия.
В последнее время заметно усилилась внешнеполитическая активность Узбекистана по продвижению политического урегулирования афганского конфликта. Главные пункты узбекских предложений по разблокированию кризиса в ИГА – незамедлительное прекращение огня как условие начала прямых межафганских переговоров, прекращение иностранного вмешательства в афганские дела, введение эмбарго на поставки оружия в Афганистан, активизация роли ООН. Узбекское руководство инициировало проведение в Ташкенте 19-20 июля 1999 г. встречи под эгидой ООН «группы соседей и друзей Афганистана» («группа 6 + 2») на уровне заместителей глав внешнеполитических ведомств, на которой была принята Декларация об основных принципах мирного урегулирования конфликта в Афганистане.
Помимо политических целей и вопросов обеспечения безопасности своих южных границ Узбекистан имеет в ИГА и свои экономические интересы. Вплоть до начала 90-х годов в Узбекистан ежегодно экспортировалось около 3 млрд. куб. м природного газа, добывавшегося в районе Шибергана. Ташкент заинтересован в возобновлении поставок афганского природного газа, в том числе из открытых в 1988 г., новых газовых месторождений в провинциях Фарьяб и Джузджан. Экономические выгоды Узбекистану может принести и возможное подключение к программам сооружения трубопроводов из Средней Азии через территорию Афганистана, возобновление работы главной транспортной артерии Афганистана – шоссе Мазари-Шариф – Кабул, связывающего Узбекистан со странами Южной Азии.
Страницы: 1, 2, 3