Рефераты. Международные финансово-кредитные организации

Международная ассоциация развития (MAP) была создана в 1960 г. для льготного кредитования развивающихся стран. MAP выдает кредиты правительствам стран-участниц на срок от 35 до 40 лет на беспроцентной основе, взимая только плату за административные издержки в размере 0,5% годовых. Финансовые ресурсы MAP формируются за счет взносов развитых стран и трансферта прибыли МБРР, в связи с чем кредитование многих проектов MAP осуществляется совместно с МБРР. Страны — члены МБРР имеют право вступить в MAP, вместе с тем в данную организацию вошли только 160 государств (1998 г.)[5].

Международная финансовая корпорация (МФК) создана в 1956 г. для стимулирования частных инвестиций в экономику развивающихся государств. Финансовые ресурсы МФК формирует путем привлечения средств с мирового рынка капиталов. При кредитовании особый упор делается на отбор и анализ проектов, поскольку МФК не требует правительственных гарантий страны-заемщика, а берет все риски на себя. Кредиты МФК предоставляются на срок от 7 до 15 лет. Число стран-членов, входящих в состав корпорации, — 174[6].

Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) создано в 1988 г. с целью стимулирования прямых инвестиций в развивающиеся страны. Основной задачей, стоящей перед МАГИ, является обеспечение гарантий различных форм инвестиций путем страхования некоммерческих рисков. Срок гарантий — 15—20 лет, покрывающих до 90% объема инвестиций. Участие в деятельности МАГИ принимают 145 стран (2007 г.).

Банк международных расчетов (БМР) является уникальным институтом центральных банков на международном уровне, который принадлежит им, контролируется ими и предоставляет им свои услуги.

Ключевые задачи БМР заключаются в содействии кооперации центральных банков и создании условий для развития международных финансовых операций. Одной из основных целей кооперации центральных банков всегда было поддержание международной финансовой стабильности. В современных условиях глобализации финансовых рынков такая кооперация еще более важна. БМР представляет, таким образом, важный форум для международной финансовой кооперации центральных банков, ее регулирования и контроля,

БМР был присвоен в 1930 г. официальный статус закрытого акционерного общества (товарищества с ограниченной ответственностью) с эмитируемыми в форме акций долями капитала. БМР является банком, долями капитала в котором владеют в основном центральные банки и международные финансовые институты. В целом 86% банковского капитала зарегистрировано за центральными банками, а оставшиеся 14% находятся у частных держателей. В то время как все акции дают равные права в отношении годовых дивидендов, частные акционеры не имеют права участвовать в заседаниях и голосовать на общих собраниях БМР. Долгое время членами БМР были центральные банки Группы 10, но в 1994 г. к членству были допущены еще 9 центральных банков Азии, Латинской Америки, Среднего Востока и Европы. В то же время БМР ведет дела с центральными банками более 120 стран, поэтому его деятельность носит глобальный характер[7].


Глава 2. Региональные международные кредитные организации


Наряду с мировыми валютно-финансовыми учреждениями активно функционируют региональные банки развития, образовавшиеся в связи с необходимостью решения региональных проблем, развития регионального сотрудничества и экономической интеграции. Основными региональными банками являются: Межамериканский банк развития (МаБР) со штаб-квартирой в Вашингтоне; Африканский банк развития (АфБР) с главным офисом в Абиджане; Азиатский банк развития (АзБР), располагающийся в Маниле. Несмотря на определенные различия стран-участниц, входящих в данные банки, они имеют определенное сходство, поскольку преследуют единые цели; у них аналогичные порядки формирования пассивов и близкая по направлениям кредитная политика.

Финансовые ресурсы банков образуются путем формирования уставных капиталов и привлечения заемных средств с мировые рынков капиталов путем выпуска и размещения облигаций. Отличительной особенностью банков является создание специальные фондов, предназначенных для льготного кредитования низкорентабельных, но общественно необходимых объектов и проектов[8].

Условия предоставления и объемы кредитов, выдаваемые банками развития, различны и зависят от размера имеющихся peсурсов, при этом льготные кредиты выдаются на срок до 40 лет, процентная ставка составляет от 1 до 4% годовых. Основными направлениями кредитования являются объекты инфраструктуры сельское хозяйство, добывающая промышленность.

В Европе также функционирует ряд региональных валютное кредитных и финансовых организаций, являющихся составной частью системы европейской интеграции и направляющих свой деятельность на развитие экономики стран ЕС, проведение единой сельскохозяйственной политики, укрепление валютного coюза и т. д.

Особенности деятельности подобных институтов рассмотрим на примере двух принципиально различных европейских организации, поскольку в Европе, как ни в каком другом регионе, ярко выражены тенденции к интеграции финансовых рынков и институтов.

Европейский центральный банк (ЕЦБ) – первый в истории наднациональный центральный банк, начавший свою активную деятельность в 1999 г. с переходом большей части государств ЕС к единой валюте евро. Предшественниками ЕЦБ были сначала Европейский фонд валютного сотрудничества, а с 1993 г.— Европейский валютный институт.

ЕЦБ стоит во главе Европейской системы центральных банков (ЕСЦБ), которая включает вес 15 центральных банков стран ЕС. Центральные банки государств, не входящих в зону евро, являются участниками ЕСЦБ с особым статусом: они не имеют право влиять на решения, которые действительны только для зоны евро.

Кроме того, введено понятие Евросистемы (The Eurosystem), которая состоит из центральных банков стран, вошедших в зону евро, и ЕЦБ. ЕСЦБ управляется тремя органами — Советом управляющих (Governing Council), Правлением ЕСЦБ (Executive Board) и Общим советом (General Council). Совет управляющих включает членов Правления ЕЦБ (Executive Board of the ECB) и управляющих центральных банков стран зоны евро. Правление ЕЦБ избирается на восьмилетний срок без нрава переизбрания, и его члены независимы от рекомендовавших и избравших их стран и правительств. Правление ЕСЦБ состоит из президента, вице-президента и четырех других членов. Общий совет, в отличие от Совета управляющих, наряду с президентом и вице-президентом, включает управляющих всех центральных банков стран ЕС. Таким образом, структура управления ЕСЦБ является двухярусной с учетом наличия двух групп стран. Общий совет, как и Правление ЕСЦБ, выступает связующим звеном между странами зоны евро (ins) и странами, не вошедшими в нее (pre-ins)[9].

Уставный капитал ЕЦБ определен в 5 млрд евро. Доля центральных банков в нем рассчитывается исходя из доли их стран в ВВП и населении ЕС. При этом центральные банки стран ins должны вносить 100% подписанного капитала, а стран pre-ins - 5%. Наряду с этим центральные банки должны перечислять ЕЦБ резервы иностранных валют (в сумме эквивалентные 50 млрд евро), за исключением их национальных валют, евро и SDR. Резервные взносы установлены пропорциональными долям центральных банков в подписанном капитале.

Европейскому центральному банку принадлежит ключевая роль в осуществлении кредитно-денежной политики в рамках Европейской валютной системы (ЕВС). При этом его основная задача заключается в унификации требований, предъявляемых к финансовым инструментам и институтам в зоне евро, а также в методах проведения центральными банками кредитно-денежной политики. В частности, до создания ЕВС центральные банки отдельных государств использовали различные механизмы денежно-кредитного регулирования экономики. Так, не все страны ЕС применяли нормы обязательного резервирования для коммерческих банков, а часть из тех, кто использовал их, не начисляли процентное вознаграждение. Различались механизмы рефинансирования кредитных институтов со стороны центральных банков.

Европейский центральный банк использует следующий основной инструментарий кредитно-денежной политики[10].

Во-первых, предусматривается установление текущих целевых значений для основных денежных агрегатов для контроля уровня инфляции.

Во-вторых, определяются диапазоны колебаний основных процентных ставок, в том числе для сближения их по всей зоне евро.

В-третьих, устанавливаются минимальные резервные требования для коммерческих банков, а также в отношении процентного вознаграждения. Теперь все страны ЕВС должны применять установленный единый норматив резервирования (может принимать значение до 10%) и процентного вознаграждения (14%). Определен единый перечень обязательств, для которых применяется норматив, а также штрафные санкции за нарушение сроков резервирования средств. Установление минимальных резервных требований в качестве одной из целей преследует выравнивание уровней процентных ставок в странах ЕВС.

В-четвертых, определяется совокупность краткосрочных операций по регулированию ликвидности на денежном рынке евро, называемых постоянно действующими механизмами. Они подразделяются в целом на кредитные и депозитные механизмы ЕЦБ. Так, к депозитному механизму относят размещение временно свободных денежных средств кредитных институтов в депозиты ЕЦБ сроком на один день (депозиты overnight). Устанавливаемая по этим депозитам ставка формирует нижнюю границу однодневных межбанковских кредитов рынка евро и является минимальной базовой ставкой в системе процентных ставок ЕЦБ. Аналогично к кредитным механизмам относится предоставление любым центральным банком Евросистемы однодневных кредитов. Соответствующая процентная ставка определяет верхнюю границу ставок рынка однодневных межбанковских кредитов евро. Однако однодневные кредиты предоставляются центральными банками бесплатно.

ЕЦБ предоставил право центральным банкам ЕВС самостоятельно выбирать форму предоставления однодневных кредитов, основными из которых являются залоговые (ломбардные) кредиты и сделки прямого однодневного репо.

В качестве залога но однодневным кредитам могут быть использованы активы, определяемые ЕЦБ и подразделяемые на две категории. Критерии, которым должны отвечать активы обеих категорий, также определены ЕЦБ. При получении кредитов рефинансирования в своем национальном центральном банке кредитный институт размещает активы одной из категорий в любом депозитарии на территории ЕВС. ЕЦБ установил размеры предоставляемых кредитов в зависимости от рыночной стоимости заложенных активов и степени ее колеблемости, а также нормативы дополнительных взносов либо выплат в случае изменения указанной рыночной стоимости.

В-пятых, проводятся операции на открытом рынке, под которыми в ЕВС подразумевают любые сделки, по которым центральные банки сами выступают равноправными контрагентами на рынке, а не только операции на рынке ценных бумаг, как это принято обычно. Среди указанных операций наибольшее значение имеют основной и долгосрочный инструмент рефинансирования, а также так называемые операции тонкой настройки и структурные операции. Основной инструмент рефинансирования предполагает проведение еженедельных аукционов на срок 14 дней среди кредитных институтов по фиксированной процентной ставке. Долгосрочный инструмент рефинансирования аналогичен основному, но предусматривает ежемесячную аукционную торговлю трехмесячными кредитами. Он заменил действовавшую в ряде стран ЕВС до перехода к евро форму долгосрочного рефинансирования через переучет векселей. Аукционы по обоим инструментам рефинансирования проводятся децентрализованно, т. е. центральными банками Евросистемы, но общие объемы кредитных средств, выставляемых на продажу, определяются ЕЦБ. Операции тонкой настройки и структурные операции проводятся нерегулярно и часто за короткий период, когда необходимо срочное вмешательство для регулирования ликвидности и процентных ставок на рынках ЭВС. Сюда относят, в частности, скоростные кредитные и депозитные тендеры, валютообменные свопы (т. е. одновременное заключение спотовой и форвардной сделки по купле-продаже какой-либо валюты), выпуск дисконтных долговых обязательств ЕЦБ и др.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.