Среди других в большей или меньшей мере влиятельных международных организаций рассматриваемого профиля следует отметить:
1)Организацию стран ЕС по борьбе с коммерческой преступностью (Commonwealth Commercial Crime Unit – CCCU), объединяющую 49 государств и обеспечивающую их необходимой информацией о международного характера правонарушениях в области экономики.
2)Оффшорную группу по банковскому контролю ( «Offshore Group of Banking Supervisors»), организующую сотрудничество в борьбе с «отмыванием денег» в международных оффшорных центрах и в свободных экономических зонах.
3)«Бернский клуб», включающий представителей правоохранительных органов ряда западноевропейских государств ( основное направление работы – обеспечение эффективного обмена информацией между участниками).
4)Международную организацию контроля в сфере обращения ценных бумаг («International Organization of Securities Commissions» - IOSC), объединяющую представителей органов, контролирующих рынки ценных бумаг (136 членов из более чем 70 стран).
5) Международное морское бюро («International Maritime Bureau» - IMB), противодействующее экономическим преступлениям на морском транспорте, прежде всего контрабанде, в том числе валюты.
6)Службу по обеспечению безопасности бизнеса при Международной торговой палате («Business Security Services of the International Chamber of Commerce»), занимающуюся борьбой с различными видами преступлений в области международной торговли и банковских счетов.
7) Международную ассоциацию следователей по борьбе с подделками кредитных документов (IACCY).
8) Международную ассоциацию профессиональных офицеров безопасности банков (IAPSO). Деятельность перечисленных организаций обеспечила формирование довольно обширной нормативной базы, регламентирующей международное взаимодействие по рассматриваемым вопросам.
Действительно масштабная борьба с «отмыванием» денег началась лишь после терактов 11 сентября 2001 года, когда власти США всерьёз решили лишить международный терроризм финансовой подпитки. Уже 25 октября 2001 года казначейство США начало масштабную операцию «Зелёный поход» (Operation Green Quest). В течении четырёх месяцев американцам удалось изъять более 10 млн $ наличными и на 4,3 млн $ ценных бумаг. Параллельно американская дипломатия начала активно давить на страны и территории, известные оффшорными традициями и непрозрачной банковской системой.[38]
Что касается отношений этих организаций к России, то оно определяется, прежде всего, критически высокой долей «теневой экономики» и беспрецедентным незаконным вывозом из нашей страны капитала, широкомасштабным использованием для сокрытия прибыли и ухода от налогов оффшорных схем. Отсюда и включение России в ежегодно составляемый ФАТФ «чёрный список» стран, «не проводящих целенаправленных мер по предотвращению отмывания преступных капиталов». ФАТФ рекомендовала международному сообществу проявлять особую осторожность в отношениях с российскими компаниями и финансовыми институтами, а также заявила о возможном рассмотрении вопроса о применении к России финансовых санкций. Пересмотр отношения этой и других международных организаций к нашей стране, очевидно, зависит от эффективности действий российских властей по «высветлению» экономики и пресечению утечки капитала. Соответствующие концептуально-программные наработки имеются, и их востребование – проблема проявления политической воли.
Заключение
В настоящее время оценка деятельности оффшорных зон, их места и роли в мировой экономике в целом неоднозначна (что, конечно же, отражает и сам объективный факт противоречивости и неоднозначности их реального положения). С одной стороны, в их создании проявляются общемировые тенденции либерализации внешнеэкономической деятельности в условиях глобализации экономики. С другой стороны, именно здесь осуществляется значительная часть операций по отмыванию «грязных» денег.
Проблемы создания и функционирования оффшорных зон, безусловно, актуальны и для современной России. Это выразилось в деятельности таких зон, как Калмыкия и Ингушетия. Россия продолжает нести потери в результате нелегального бегства капитала за границу и недобора налоговых и экспортных поступлений по оффшорным операциям на российском рынке и за рубежом. От других юрисдикций Россию отличает низкая эффективность защитных антиоффшорных мер. В этом смысле Россия по-прежнему остаётся пассивным объектом мирового оффшорного бизнеса.
Чтобы стать активным субъектом оффшорного бизнеса, Россия должна обеспечить активное сальдо оффшорных операций, а для этого ей необходимо, с одной стороны, снижать свои потери от операций космополитического капитала на российском рынке с тем, чтобы остановить бегство капитала за границу, и, с другой стороны, привлекать космополитический капитал российского и нероссийского происхождения в оффшорные центры на своей собственной территории, а также вернуть хотя бы часть летучего российского капитала домой. Всех проблем платёжного баланса и доходной части государственного бюджета России открытие российских оффшорных центров не решит, однако в случае успешной работы они способны компенсировать часть потерь России.
Список использованной литературы:
1) «О Центре международного бизнеса “Ингушетия”». Федеральный закон Российской Федерации №16-ФЗ от 30 января 1996 г.//Электронно-справочная система «КонсультантПлюс».
2) Зименков Р.И. Свободные экономические зоны. –М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
3) Кашин В.А. Налоговые соглашения России. Международное налоговое планирование для предприятий. –М.:Финансы, ЮНИТИ, 1998.
4) Климовец О.В.Международный оффшорный бизнес. –Ростов-на-Дону:Феникс, 2004.
5) Макаров В.В., Макарова Ю.С. Организация оффшорного предпринимательства в условиях глобализации экономики. –СПб., 2001.
6) Международные экономические отношения: Учебник/Под ред. Б.М. Смитиенко. –М.:ИНФРА-М, 2005.
7) Савин В.А.-Нужны ли России свободные экономические зоны? –М.:Мировая экономика и международные отношения, 2000.
8) Троценко А., Карманова Б. Оффшорные компании: обзоры, комментарии, рекомендации. –М.:НПК ВЕСТА, 1995.
9) Халдин М.А. Мировой опыт оффшорного бизнеса. –М.: Международные отношения, 1995
10) Халдин М.А. Россия в оффшорном бизнесе.–М.: Международные отношения, 2005.
11) Воронина А.М. Эволюция оффшорного бизнеса // Финансы и кредит. - 2006. - №13. - С.42–47.
12) Калушин С.А. Практика использования оффшорных зон российскими организациями//Менеджмент.- 2006.- №10-С.24-32.
13) Новиков К. Борьба с легальным исходом//Коммерсантъ-Деньги-2007.- №2-С.65-72.
14) Euromoney, April 2001, p.1973
15) Financial stability forum. Report of the working group on offshore centures.-2000. – Apr.5
16) Hampton M.P. The Offshore Interface. Tax Heavens in the Global Economy.-L., 1997.
17) Shore to shore. – L., 1999.-Spring.
18) The Offshore Institute Membership Directory and Analysis 1997. – L.,1997.
19) United Nations Global Program against Money Laundering (GPML).-New York:UN, 1998.
20) #"#">#"#">#"_Toc166245826">Приложение
Положение оффшорных юрисдикций в мировой экономической системе.[39]( табл. 1)
Страна
ВВП
(млн долл.
В ППС 2003)
Доля сектора услуг в ВВП, %
ВВП, производимый сектором услуг (млн долл. США)
Экспорт (млн долл.)
Импорт
(млн долл.)
Швейцария
231000
64
147840
100300
94400
Венгрия
134700
62,1
83648,7
31400
33900
Сингапур
105000
67
70350
127
113
Сербия и Черногория
25300
38
9614
2300
6300
Люксембург
20000
69
13800
10,1
13,25
Панама
17300
76
13148
5800
6700
Тринидад и Тобаго
11100
55,2
6127,2
4200
3800
Бахрейн
9800
6272
Кипр
9400
75,5
7097
1030
3900
Ниуэ
7600
55
4180
0,14
2,38
Багамы
5200
90
4680
560,7
1860
Барбадос
4000
78
3120
227
987
Голландские Антильские острова
2400
84
2016
553
1430
Бермуды
2250
89
2002,5
51
719
Джерси
2200
93
2046
-
Остров Мэн
1600
86
1376
Андора
1300
1170
58
1077
Гернси
87
1131
Белиз
1280
742,4
290
430
Каймановы острова
1270
95,4
1211,58
1,2
457,4
Лихтенштейн
825
60
495
2470
917,3
Сейшелы
626
73,2
458,23
235
380
Вануату
563
62
349,06
22
Гибралтар
500
450
81,1
492
Гренада
440
68,4
300,96
270
Доминика
220,4
50
135
Сэнт Китс и Невис
339
70,7
239,67
47
152
Сент Винсент и Гренадины
216,96
53,7
185,6
Британские Виргинские острова
320
92
294,4
25,3
187
Теркс и Кайкос
231
82
189,42
169
175,6
Маршаловы острова
115
70
80,5
9
54
Ангилья
104
81,12
2,6
80,9
Науру
53,4
ОАЭ
53
27,03
44900
30800
Суммарно по всем оффшорным юрисдикциям
598895
384679,48
200850,84
194211,43
МИР в целом
49000000
6600000
Доли юрисдикции в мире
0,01
0,0079
0,03
[1] Троценко А., Карманова Б. Оффшорные компании: обзоры, комментарии, рекомендации. –М.: НПК ВЕСТА, 1995.
[2] Эволюция оффшорного бизнеса/ Воронина А.М. Финансы и кредит, 13 ( 217) – 2006.
[3] По данным компаний Consum Corporate Agents ( см. официальный сайт компании #"#_ftnref4" name="_ftn4" title="">[4] Макаров В.В., Макарова Ю.С. Организация оффшорного предпринимательства в условиях глобализации экономики.-СПб., 2001.
[5] Кашин В.А. Налоговые соглашения России. Международное налоговое планирование для предприятий.- М.:Финансы, ЮНИТИ, 1998.
[6] Euromoney, April 2001, p.1973.
[7] Россия в оффшорном бизнесе/М.А. Халдин. - М.: Международные отношения, 2005.
[8] Нужны ли России свободные экономические зоны?/Савин В.А. -М.: Мировая экономика и международные отношения,2000.
[9] Financial stability forum. Report of the working group on offshore centures.-2000. – Apr.5
[10] Shore to shore. – L., 1999.-Spring.
[11] Халдин М.А. Мировой опыт оффшорного бизнеса .-М.: Международные отношения, 1995.
[12] The Offshore Institute Membership Directory and Analysis 1997. – L.,1997.
[13] Hampton M.P. The Offshore Interface. Tax Heavens in the Global Economy.-L., 1997.
[14] Россия в оффшорном бизнесе/М.А. Халдин. - М.:Международные отношения, 2005
[15] Международный оффшорный бизнес/О.В. Климовец - Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
[16] Международный оффшорный бизнес/О.В.Климовец-Ростов-на-Дону:Феникс, 2004.
[17] Свободные экономические зоны/Р.И. Зименков.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
[18] Свободные экономические зоны/Р.И. Зименков.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
[19] Международный оффшорный бизнес/О.В.Климовец-Ростов-на-Дону:Феникс, 2004
[20] Международный оффшорный бизнес/О.В.Климовец-Ростов-на-Дону:Феникс, 2004
[21] Свободные экономические зоны/Р.И. Зименков.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
[22] Свободные экономические зоны/Р.И. Зименков.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
[23] Свободные экономические зоны/Р.И. Зименков.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
[24] Эволюция оффшорного бизнеса/ Воронина А.М. Финансы и кредит, 13 ( 217) – 2006.
[25] Свободные экономические зоны/Р.И. Зименков.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
[26] Россия в оффшорном бизнесе/М.А. Халдин. - М.:Международные отношения, 2005.
[27] Международный оффшорный бизнес/О.В.Климовец-Ростов-на-Дону:Феникс, 2004.
[28] Британские Виргинские острова консультируются по поправкам к Закону о компаниях #"#_ftnref29" name="_ftn29" title="">[29] Международный оффшорный бизнес/О.В.Климовец-Ростов-на-Дону:Феникс, 2004.
[30] Международный оффшорный бизнес/О.В.Климовец-Ростов-на-Дону:Феникс, 2004.
[31] Международный оффшорный бизнес/О.В.Климовец-Ростов-на-Дону:Феникс, 2004.
[32] Свободные экономические зоны/Р.И. Зименков.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
[33] Свободные экономические зоны/Р.И. Зименков.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
[34] Свободные экономические зоны/Р.И. Зименков.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
[35] Россия в оффшорном бизнесе/М.А. Халдин. - М.:Международные отношения, 2005.
[36] Международный оффшорный бизнес/Ростов-на-Дону:Феникс, 2004.
[37] United Nations Global Program against Money Laundering (GPML).-New York:UN, 1998.
[38] Кирилл Новиков/Коммерсантъ-Деньги №2 (609) 22.01-28.01.2007, с.65
[39] Рассчитано автором на основе данных (CIA World Factbook), ООН ( Yearbook of International Trade Statistics), интернет сайта www.karliki.ru
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6