Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ[11] применил в соответствии с п.2 ст.167 ГК РФ[12] последствия недействительности сделки к приобретению иностранным юридическим лицом через посредников акции предприятия, оборонный заказ которого на момент приватизации составлял более 30% общего объема работ, поскольку купля-продажа акций была совершена в нарушение указанного выше требования Программы.
Одновременно были признаны недействительными договоры поручения и комиссии, заключенные с посредниками с целью приобретения акций, и протокол чекового аукциона в части приобретения акций.
Иностранный инвестор имеет право осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации в любых формах, не запре
щенных законодательством Российской Федерации[13], при этом, иностранным инвестором признается, согласно ст. 2 ФЗ "Об иностранных инвестициях", "иностранное юридическое лицо, гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства, в котором оно учреждено, и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом, гражданская правоспособность, которой определяется в соответствии с законодательством государства, в котором она учреждена, и которая вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации ".[14]
Организационно-правовые формы участия иностранных инвесторов в хозяйственной деятельности различные: совместные предприятия, их дочерние предприятия и филиалы; предприятия, полностью принадлежащие иностранному инвестору; филиалы иностранного юридического лица.
Иностранные юридические лица могут быть пользователями недр, если законодательством РФ и законодательством ее субъектов они имеют право заниматься соответствующим видом деятельности при пользовании недрами.[15]
Закон РФ "О товарных биржах и биржевой торговле" разрешает быть членами биржи юридическим лицам, которые участвуют в формировании уставного капитала биржи, либо вносят членские или иные целевые взносы в имущество биржи и стали членами биржи в порядке, предусмотренном ее учредительными документами.
Юридические лица других государств могут быть стороной соглашения о разделе продукции, если они осуществляют вложение собственных, заемных или привлеченных средств (имущества), в поиски, разведку и добычу минерального сырья и являются пользователями недр на условиях соглашения[16].
Также иностранные юридические лица могут осуществлять градостроительную деятельность. Данную деятельность они осуществляют наравне с российскими физическими и юридическими лицами, если это предусмотрено международным договором РФ. При отсутствии такого договора иностранные инвесторы могут принимать участие в архитектурной деятельности на территории РФ только совместно с архитектором – гражданином или юридическим лицом РФ, имеющими соответствующую лицензию.
Предоставление юридическим лицам другого государства национального режима в сфере международного гражданского процесса позволяет им защищать свои права и законные интересы в российских судах, а также отвечать по своим обязательствам на общих основаниях. В Федеральном законе "Об иностранных инвестициях" сказано, что иностранному инвестору на территории Российской Федерации предоставляется полная и безусловная защита прав и интересов.[17]
Иностранные предприятия и организации имеют право обращаться в российские суды и пользоваться гражданскими процес-
суальными правами для защиты своих интересов(ст. 433 ГПК РСФСР).[18]
В арбитражных судах иностранные лица, включая иностранные организации, пользуются процессуальными правами и выполняют процессуальные обязанности наравне с организациями и гражданами Российской Федерации (ст. 210 АПК РФ).[19]
ГЛАВА 3
РОССИЙСКИЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА ЗА РУБЕЖОМ
В рамках коренного совершенствования внешнеэкономической деятельности в России право выхода на внешний рынок, т.е. право экспортировать и импортировать товары, услуги и результаты творческой деятельности, получил широкий круг производителей и потребителей. Число юридических лиц, правомочных совершать внешнеэкономические сделки, резко увеличилось, так как право самостоятельного выхода на внешний рынок было предоставлено любому предприятию или производственному кооперативу, если их продукция находила спрос у иностранного партнера, т.е. являлась конкурентоспособной.
Еще в Законе РСФСР " Об инвестиционной деятельности в РСФСР " было предусмотрено, что юридические лица РСФСР, вправе осуществлять инвестиционную деятельность за рубежом в соответствии с этим Законом, законодательством иностранных государств и международными соглашениями. Таким образом, в данном законе были предусмотрены три правовые основы осуществления внешнеэкономической деятельности российскими юридическими лицами:
- Закон РСФСР " Об инвестиционной деятельности в РСФСР ";
- законодательство иностранного государства;
- международные соглашения.
Однако предписаний вышеупомянутого Закона 1991 г. оказалось недостаточно для обеспечения защиты прав и законных интересов российских юридических лиц за рубежом и предупреждения нарушений в этой области и поныне правовая база, определяющая условия участия российских инвесторов в деятельности за рубежом, далека от совершенства, поскольку состоит в основном из подзаконных актов.
Важную роль в защите прав и законных интересов российских юридических лиц за границей играют дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации. В состав основных задач и функций Посольства РФ входит защита прав и интересов российских юридических лиц с учетом законодательства страны их пребывания.
Вывоз российскими инвесторами капитала за границу может осуществляться только в разрешительном порядке путем выдачи соответствующей лицензии. Указом Президента РФ от 15 ноября 1991 г. №213 " О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР " было установлено, что осуществление инвестиций за рубежом, включая покупку ценных бумаг, юридическими лицами, зарегистрированными на территории РСФСР, производится по лицензиям в порядке, определяемом Правительством.[20]
На Государственную регистрационную палату, созданную при Министерстве экономики РФ, возложена регистрация российских инвестиций за рубежом [21]. Палата регистрирует зарубежные предприятия, созданные с российским участием в соответствии с действующим российским законодательством и законодательством
государства инвестирования, а также ведет Государственный реестр, в который вносятся все зарубежные предприятия с российскими инвестициями независимо от времени создания, организационно-правовой формы и доли в капитале российского участника. Только с момента регистрации в Палате и получения свидетельства установленного образца на зарубежные предприятия с российским участием распространяется государственная поддержка и правовая защита в рамках межгосударственных соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений.[22]
Возникновение новых независимых государств на территории бывшего СССР повлекло необходимость заключения между ними двухсторонних и многосторонних договоров, направленных на защиту прав и законных интересов, как граждан, так и юридических лиц на территории друг друга.
Соглашение о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности 1993 г., заключенное странами СНГ, предоставляет инвестициям, производимым юридическими лицами Сторон, на территории Сторон полную и безусловную правовую защиту по месту инвестирования.
Инвесторам Сторон после уплаты соответствующих налогов и сборов гарантируется беспрепятственный перевод в государства-участники Соглашения, а так же в другие государства прибыли и иных сумм, полученных в связи с осуществленными инвестициями. Предприятие с инвестициями Сторон может создавать на территории государства по месту инвестирования дочерние предприятия с правами юридического лица, а также филиалы и представительства. При этом должны быть соблюдены условия, установленные законодательством соответствующего государства.
На двусторонней основе определяются статус российских и иностранных инвесторов, условия их деятельности в международных договорах РФ о поощрении и взаимной защите капиталовложений.
Следует отметить характерные черты российского юридического лица- субъекта внешнеэкономической деятельности:
- оно несет самостоятельную имущественную ответственность по своим обязательствам;
- личный статут определяется российским правом;
- деятельность регулируется нормами принимающего иностранного государства и положениями заключенного с ним торгового договора.
Российские юридические лица, участвуя во внешнеэкономических отношениях, заключают соответствующие договора с иностранным контрагентом. Данные договора называются внешнеэкономическими. Примером может служить договор (контракт) на экспорт товаров, приведенный в Приложении.
При составлении внешнеэкономического контракта следует избегать наиболее часто встречающихся ошибок: излишней лаконичности; составления громоздких, многотомных
документов, затрудняющих понимание самой сути договора; постоянного использования типовых контрактов.
Следует обратить особое внимание на то, что в каждом внешнеторговом контракте должны быть четко определены условия поставки – базис поставки. Эта часть договора играет очень важную роль, так как именно базисные условия определяют момент перехода права собственности от продавца к покупателю и риска случайной гибели, распределяют обязанности сторон по транспортировке, страхованию, разрешению проблем с таможней. Поэтому они могут повлиять и на общую стоимость самого контракта. Свод международных правил толкования наиболее часто встречающихся во внешней торговле терминов содержится в Международных правилах толкования терминов "Инкотермс" в редакции 2000 года.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализируя данную работу можно сделать следующие выводы:
- несовпадение указанных в Главе 1 критериев определения национальности юридического лица в праве различных стран создает значительные трудности. В условиях увеличивающегося вывоза капитала и возрастания числа многонациональных компаний, выбор надлежащего критерия привязки к той или иной национально-правовой системе становится сложной проблемой. Одним из способов разрешения данной проблемы может стать унификация и гармонизация права отдельных государств;
Страницы: 1, 2, 3