· взаимная выгода,
· долгосрочность,
· тесное экономическое сотрудничество.
Это позволило выйти на исторический результат – подписание в Москве в ноябре 1998 г. в ходе встречи на высшем уровне Московской декларации, поставившей задачу строительства между двумя странами долгосрочного созидательного партнерства.
Поддерживается регулярный и доверительный диалог на высшем уровне. Состоялись неофициальная встреча президента России В.В. Путина с премьер-министром Японии Ё. Мори в Санкт-Петербурге (апрель 2000 г.), встреча В.В. Путина с Ё. Мори в 2000 г. на Окинаве и в Брунее в ходе форума АТЭС в ноябре 2000 г., официальный визит В.В. Путина в Токио в сентябре 2000 г.
25 марта 2001 г. в Иркутске состоялась рабочая встреча президента Российской Федерации В.В. Путина с премьер-министром Японии Ё. Мори, в ходе которой было подтверждено обоюдное понимание стратегического значения российско-японских отношений для обеих стран и под этим углом зрения подчеркнуто намерение продолжать их поступательное развитие, прежде всего в таких приоритетных областях как стратегическое взаимодействие на мировой арене, расширение торгово-экономического и иного практического сотрудничества, продолжение переговоров о заключении мирного договора, включая взаимоприемлемое решение проблемы пограничного размежевания.
По итогам встречи подписано Иркутское заявление президента Российской Федерации и премьер-министра Японии о дальнейшем продолжении переговоров по проблеме мирного договора.
7 мая 2001 г. состоялся телефонный разговор В.В. Путина с новым премьер-министром Японии Дз. Коидзуми, который возглавил правительство Японии в конце апреля 2001 г. Стороны договорились сохранять преемственность курса на поступательное развитие двусторонних отношений на основе достигнутого к настоящему моменту позитива.
В программной речи в парламенте Японии 7 мая 2001 г. Дз. Коидзуми подчеркнул намерение твердо сохранять преемственность всех предшествующих позитивных достижений, включая результаты Иркутской встречи на высшем уровне.
В целом уровень двусторонних торгово-экономических связей нельзя признать удовлетворительным, хотя тенденции к улучшению наблюдаются. В 2000 г. товарооборот составил 5,125 млрд. долл. (рост на 21,3% по сравнению с 1999 г.). В 1994 г. учреждена и действует Российско-Японская Межправительственная комиссия по торгово-экономическим вопросам (МПК). Ее очередное, четвертое заседание состоялось 2 ноября 2000 г. в Москве.
Для поддержки российских реформ правительство Японии предоставило России кредитно-финансовое содействие в разных формах на общую сумму, превышающую 6 млрд. долл.
Происходит освоение новых, «закрытых» ранее областей сотрудничества: контакты по военной линии, между пограничными и правоохранительными ведомствами и т.д. В августе 1999 г. руководителями военных ведомств впервые был подписан Меморандум о создании основ для развития диалога и контактов между Министерством обороны Российской Федерации и Управлением обороны Японии. В ходе официального визита В.В. Путина в Японию в сентябре 2000 г. подписаны Меморандум о сотрудничестве между правительством Российской Федерации и правительством Японии в правоохранительной области и Меморандум об основах развития сотрудничества между Федеральной пограничной службой Российской Федерации и Управлением безопасности на море Японии.
Развиваются культурные, гуманитарные, молодежные обмены, связи по линии парламентов и общественности.
Активизируются диалог и взаимодействие России и Японии по международным вопросам как двух влиятельных держав и членов «большой восьмерки». В сентябре 2000 г. на высшем уровне подписано Совместное заявление о взаимодействии Российской Федерации и Японии в международных делах. Россия поддерживает кандидатуру Японии в постоянные члены Совета Безопасности ООН.
В отношениях с Японией остается нерешенным вопрос о международно-правовом оформлении российско-японской государственной границы и заключении мирного договора. Переговоры по данному вопросу ведутся на высшем уровне, а также в рамках созданной в 1998 г. Совместной российско-японской комиссии по вопросам заключения мирного договора под руководством министров иностранных дел.
Имеется и ряд других проблемных аспектов:
· не отвечающие потенциалу двустороннего сотрудничества объем и динамика взаимной торговли, а также масштабы японских инвестиций в российскую экономику;
· не всегда эффективное использование российской стороной японского кредитно-финансового содействия;
· отказ Токио перерегистрировать на Россию собственность бывшего СССР в Японии (до урегулирования вопроса о советской загрансобственности между Россией и Украиной) и др.
Нынешнее состояние отношений между Россией и Японией в целом можно охарактеризовать как наиболее благоприятное за всю историю общения двух стран, и лидеры двух стран, похоже, осознают важность и необходимость дальнейшего улучшения отношений, в том числе, и через продолжение кропотливой работы по сближению позиций сторон с целью заключения мирного договора.
Вместе с тем территориальная проблема по-прежнему остается для Токио знаковой, и японская сторона всегда крайне болезненно реагирует на ситуации, когда, по её мнению, происходит сбой в продвижении к решению вопроса согласования российско-японской государственной границы, хотя и не подвергает при этом сомнению важность комплексного развития отношений с Россией.
В результате активного диалога на различных уровнях в последние годы в российско-японских связях углубилось доверие и взаимопонимание, и они достигли самого высокого за всю историю их развития уровня, определены магистральные направления движения двух стран к построению созидательного партнерства.
За короткий срок со времени официального визита Президента В.В. Путина в Японию в сентябре 2000 года до визита Премьер-министра Дз. Коидзуми в Россию в январе 2003 года состоялось пять встреч на высшем уровне. Использовались различные возможности для осуществления тесных контактов между министрами иностранных дел. Утвердилась практика обменов визитами на уровне руководителей оборонных ведомств. Кроме того, до настоящего времени состоялось шесть заседаний Межправительственной комиссии по торгово-экономическим вопросам под сопредседательством заместителя Председателя Правительства Российской Федерации и Министра иностранных дел Японии. Активно осуществлялись контакты между руководителями министерств и ведомств Российской Федерации и Японии, способствовавшие решению практических вопросов двустороннего сотрудничества. Углубились также связи по линии высших законодательных органов двух стран.
В результате продолжавшихся до настоящего времени энергичных переговоров между двумя странами достигнуты важные договоренности, в том числе Совместная декларация СССР и Японии 1956 года, Токийская декларация о российско-японских отношениях 1993 года, Московская декларация об установлении созидательного партнерства между Российской Федерацией и Японией 1998 года, Заявление Президента Российской Федерации и Премьер-министра Японии по проблеме мирного договора 2000 года и Иркутское заявление Президента Российской Федерации и Премьер-министра Японии о дальнейшем продолжении переговоров по проблеме мирного договора 2001 года. Создан механизм для подготовки решения этого сложного вопроса – сформирована Совместная российско-японская комиссия по вопросам заключения мирного договора, возглавляемая министрами иностранных дел обеих стран, в рамках которой учреждены подкомиссии по пограничному размежеванию и совместной хозяйственной деятельности.
Осуществлен комплекс мер по разъяснению общественности обеих стран важности поступательного развития российско-японских отношений и заключения мирного договора. Проводились различные двусторонние форумы и семинары, включая Российско-Японский форум «Российско-японские отношения в Азиатско-Тихоокеанском регионе в условиях глобализации», подготовлен «Совместный сборник документов по истории территориального размежевания между Россией и Японией». Это способствовало активному обсуждению проблематики мирного договора между экспертами, учеными и специалистами двух стран. В дискуссиях на эту тему также активно участвовали парламентарии обеих стран. В результате сделан совместный вывод о том, что для продвижения переговоров по вопросу о заключении мирного договора необходимо обеспечение в двусторонних отношениях атмосферы, избавленной от эмоций и предвзятости.
Углублению взаимопонимания между двумя народами способствовало осуществление безвизовых обменов между жителями островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи (далее именуемые «острова») и японскими гражданами, т.н. свободных посещений островов, а также других контактов. С 1991 года в таких обменах приняли участие около 10 тыс. граждан России и Японии.
Обеспечивается успешный промысел рыболовными судами Японии в районе островов на основе подписанного в 1998 году Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Японии о некоторых вопросах сотрудничества в области промысла морских живых ресурсов.
Правительством Японии по линии Комиссии по содействию в течение последних 10 лет оказывалось содействие жителям островов.
В последние годы активно развивалось российско-японское взаимодействие в решении актуальных международных проблем в рамках ООН, «восьмерки», а также механизмов Азиатско-Тихоокеанского региона, таких как форум Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), Асеановский региональный форум (АРФ) и др.
Россия и Япония укрепляли взаимодействие в интересах эффективной борьбы с международным терроризмом, актуальность которой существенно возросла после событий сентября 2001 года в США. В ноябре 2002 года состоялись первые российско-японские консультации по противодействию международному терроризму.
Расширялось сотрудничество в области контроля за вооружениями, разоружения и нераспространения. Россия и Япония координировали действия в рамках международных нераспространенческих режимов и способствовали продвижению многостороннего диалога по разоруженческой проблематике.
Осуществлялось взаимодействие в рамках созданного в 1993 году Комитета по сотрудничеству в целях содействия в области ликвидации подлежащего сокращению в Российской Федерации ядерного оружия. При содействии Японии был создан и начал функционировать комплекс по переработке жидких радиоактивных отходов «Ландыш» на Дальнем Востоке России. Между соответствующими организациями двух стран последовательно развивалось сотрудничество в области изучения способов утилизации избыточного оружейного плутония с использованием российских реакторов на быстрых нейтронах, и уже проведена предварительная утилизация. Кроме того, Россия и Япония взаимодействовали по линии Международного научно-технического центра (МНТЦ).
В последние годы кардинально расширился круг обсуждаемых в ходе консультаций по линии МИД России и МИД Японии региональных вопросов, укрепилась координация действий в решении актуальных международных проблем. По линии соответствующих подразделений МИДов проводятся консультации по внешнеполитическому планированию, полезные с точки зрения определения средне- и долгосрочных перспектив развития международной обстановки.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5