Рефераты. Россия на международном рынке услуг

Основными партнерами России в торговле технологиями являются страны ОЭСР, Индия и Китай. На долю стран ОЭСР в 2002 г. пришлось около 50% суммарного оборота и 67% всех заключенных соглашений.

Крупнейшими импортерами российских технологий выступают Индия и Китай (17,4% и 17,6% в 2002 г. соответственно). Доля США сократилась с 20,9% в 2000 г. до 13,7% в 2002 г. В структуре импорта технологий в Россию лидируют страны – члены ОЭСР (85,4% всего российского импорта технологий). Среди них по чистой стоимости соглашений по импорту лидируют Франция (29,3%), Германия (9,5%), Великобритания (8%) и США (7%).

В современной структуре российского экспорта технологий преобладают все же так называемые неохраноспособные виды интеллектуальной собственности, значительно менее ценные с коммерческой точки зрения.

Главные направления сотрудничества с зарубежными странами – оказание зарубежным странам инжиниринговых услуг (67,98% от совокупного экспорта объектов интеллектуальной собственности и 31,55% от их импорта) и передача научно-исследовательских работ (9,84% и 31,9% соответственно), не всегда защищенных патентами.

Особую роль занимают соглашения по передаче товарных знаков (0,68% по экспорту и 14,52% по импорту). Лишь 3% в структуре технологического экспорта составляют отечественные изобретения и ноу-хау, передаваемые по лицензиям.

Международный обмен объектами интеллектуальной собственности стал в настоящее время самостоятельной сферой экономических отношений. Отсюда условием успешной интеграции России в систему международных экономических отношений становится расширение и повышение эффективности российской внешней торговли этими видами товаров и услуг с совершенствованием национальной системы правовой охраны и передачи интеллектуальной собственности.

Обеспечение правовой охраны объектов интеллектуальной собственности. В 2005–2006 гг. усовершенствованы процессы проведения экспертизы заявок на выдачу патентов на изобретения и полезную модель, включая повышение качества и сокращение сроков экспертизы. Это влияет и на показатели патентования иностранных разработок в России и показатели патентования российских разработок за рубежом (последние пока незначительны, часто из-за отсутствия денежных средств).

В Российской Федерации запатентованы разработки из 85 стран. Самые крупные массивы патентных документов (более 1000 патентов) имеют патентообладатели Украины, США, Японии, Франции, Германии, Швейцарии, Белоруссии (страны перечислены в порядке убывания количества полученных патентов). Иностранные заявители в последние годы получают менее 20% от общего количества выданных в Российской Федерации патентов.

В настоящее время в России существует тенденция к увеличению количества подаваемых патентных заявок. Это связано с интенсификацией изобретательской активности в РФ. До 1997 г. происходил спад на данном направлении. На 10 тыс. населения приходилось всего 1,03 патентной заявки. В 2003 г. этот показатель составил 1,70. В общей сложности в 2003 г. было подано 30 651 заявка и выдано 24 726 патентов, а в 2005 г. подано 32 254 заявки и выдано 23 390 патентов.

К сожалению, в отличие от промышленно развитых стран, изобретательская активность в России резко падает по мере приближения к концу научно-технологической цепи. Так, количество действующих патентов на изобретения в 2001 г. более чем в 7,5 раза превосходило число заявок на полезные модели.

При действующей системе патентной защиты и практике коммерциализации результатов исследований и разработок нельзя ставить во главу угла рост патентования. Большинство разработок реализуется в форме ноу-хау, а не патентов. Патентование в России служит в первую очередь для закрепления приоритета – по аналогии с публикацией в научном журнале. Российский патент не обеспечивает международной защиты, а информация о существенных параметрах изобретения становится доступной. Не случайно поэтому практически действующими являются, по данным Российского агентства по патентам и товарным знакам, только 35% общего числа патентов, а их поддержание в среднем прекращается через 4–5 лет.

По мировым меркам сложившееся в России соотношение количества патентов иностранных и национальных патентообладателей не является высоким. Так, в 2001 г., согласно отчету Европейского патентного ведомства, заявители из Японии подали 18,6% заявок на получение европатента, из США – 27,6%, из других неевропейских стран – 5,4%, всего 51,6% от общего количества поданных заявок, то есть на долю европейских стран пришлось меньше половины заявок – 48,4%. В США, согласно данным отчета ведомства по патентам и товарным знакам США, за тот же год доля поданных неамериканских заявок составила 46,5%. В России же эта цифра – менее 20%.

Крупнейшим иностранным патентообладателем в России является компания «Самсунг электроникс», специализирующаяся в области электроники и средств связи – это одна из немногих иностранных компаний, которая занимается в России реализацией крупных инвестиционных проектов по наукоемким технологиям, вкладывает значительные средства в разработки, выполняемые здесь российскими специалистами по прямым заказам компании.

В список крупнейших иностранных патентообладателей входят и многоотраслевой концерн «Сименс АГ», а также гиганты химико-фармацевтического направления: «Хёхст АГ», «ЭЛИ ЛИЛЛИ энд компани», «Л’Ореаль», «Пфайзер инк.». Перечисленные фирмы входят в число крупных патентообладателей не только в России, но и в развитых странах.

Патенты иностранных компаний распределены по тематическим направлениям неравномерно и в некоторых отраслях занимают доминирующее положение. В числе тематических направлений, где иностранным патентообладателям принадлежит значительная доля патентов и где иностранные компании являются лидерами процесса патентования, можно выделить следующие:

1) лекарства и препараты, лекарственные формы. Способы их получения и использования для диагностики, терапии и исследований, включая препараты, содержащие радиоактивные вещества (подкласс Ф61К по Международной патентной классификации);

2) химические и физические процессы общего назначения для химической и/или физической модификации веществ. Катализ, коллоидная химия (B01J);

3) органическая химия. Получение ациклических, карбоциклических и гетероциклических соединений для различных целей (подклассы C07C, D, F). Способы получения и/или химической обработки высокомолекулярных соединений. Композиции на основе этих соединений (подклассы C08F, G, J, K, L).

По мнению специалистов, Россия способна успешно конкурировать как минимум на 10–15 направлениях наукоемкой продукции и услуг (макротехнологий) из 50. К ним относятся: авиакосмическое машиностроение; спецметаллургия; космическая техника; ядерные технологии; водородная энергетика; оптоэлектронные технологии; телекоммуникационное оборудование; лазерные и нанотехнологии и др.

В этих целях, необходимы изменения качества экономического роста за счет развития инновационных высокотехнологических кластеров, встраивание в международные научно-технологические программы и стратегические альянсы, пересмотр методов финансирования приоритетов создания национальной инновационной системы (НИС).

Ниже рассмотрим таблицы, в которых указанны данные за некоторые годы по экспорту товаров и услуг РФ, импорту и сальдо.


Таблица 6. Экспорт

Годы

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

Экспорт товаров и услуг РФ

(млрд.долларов США)

86,90

74,40

75,60

105,00

101,90

107,30

135,90

183,20

245,30

4.Россия на международном рынке транспортных услуг

Транспорт - важная составляющая хозяйственного комплекса России. Его доля в общем числе занятых в экономике страны равна примерно 7%, в производственных фондах 20% Транспорт – единственный вид российских услуг, где стоимость экспорта превосходит стоимость импорта, обеспечивая активный результат для платежного баланса.

Транспортная система России включает железнодорожный, автомобильный, водный, морской, трубопроводный и воздушный транспорт.

Ведущую роль в транспортной системе России занимает железнодорожный транспорт. Это обусловлено не только природными, экономическими и др. особенностями страны, но и рядом его технико-экономических преимуществ перед другими видами транспорта. Современная железнодорожная сеть России складывалась на протяжении длительного времени. Наиболее густую и разветвленную сеть железных дорог имеет европейская часть страны. В структуре грузовых перевозок железнодорожного транспорта значительная доля (почти 9/10 всей его грузовой работы) приходится на уголь, минерально-строительные, нефтяные, лесные и хлебные грузы, руду и черные металлы, минеральные удобрения. Железнодорожный транспорт играет существенную роль и в пассажирских перевозках, хотя перевозки пассажиров в приведенной продукции железнодорожного транспорта составляют небольшую долю (менее 10%).

Морской транспорт России в транспортной системе - один из ведущих. Особенно велика его роль в перевозках экспортно-импортных грузов (90% грузооборота в международном сообщении). В составе перевозок морским транспортном преобладают нефтяные грузы, руды, строительные материалы, лес, каменный уголь, хлебные грузы. Доля перевозок пассажиров невелика. Первое место в грузообороте морского транспорта России принадлежит портам Дальневосточного бассейна, на долю которых приходится почти 50% отправляемых и получаемых грузов.

Автомобильный транспорт играет первостепенную роль в пассажирских перевозках и транспортировке грузов. Автомобильные трассы проложены параллельно железнодорожным магистралям, поэтому наибольшей густотой сети отличаются районы европейской части. В грузообороте автомобильного транспорта выделяются строительные материалы, вскрышные породы и грунт, сельскохозяйственные и лесные грузы, черные металлы, товары народного потребления.

Речной транспорт в нашей стране один из старейших. Преимущества речного транспорта оказались недостаточными для того, чтобы сделать его конкурентоспособным в отношении других видов транспорта. Поэтому доля речного транспорта в перевозке грузов и людей невелика (2,5 и 0,25% соответственно) и обнаруживает устойчивую тенденцию к сокращению.

Воздушный транспорт выполняет роль одного из главных перевозчиков пассажиров на большие расстояния. По удельному весу в пассажирообороте страны (примерно 16%) он уступает только железнодорожному и автомобильному транспорту, но значительно превосходит остальные. Объем грузов, перевозимых авиационным транспортом, относительно невелик, в их составе преобладают особо ценные, скоропортящиеся и срочные грузы. В общей работе воздушного транспорта перевозки пассажиров составляют 4/5, а грузов и почты 1/5.

Трубопроводный транспорт среди других видов транспорта самый молодой, но по объему выполняемой работы - ведущий. Он предназначен для транспортировки жидких (нефть и нефтепродукты) и газообразных продуктов. Доля трубопроводного транспорта в грузообороте страны с каждым годом растет, что обусловлено рядом его эксплуатационных преимуществ (надежность, высокая пропускаемость, низкая себестоимость продукта и т.д.) Из основных нефтедобывающих и газодобывающих районов (Западная Сибирь, Урало-Поволжский Северный районы) нефтепроводы и газопроводы проложены в Европу.

В условиях формирования новой модели развития мировой экономики транспорт является инструментом реализации национальных интересов России, обеспечения достойного места страны в мировой хозяйственной системе.

Экспорт транспортных услуг Российской Федерации вырос с 3 млрд.долл. в 1999 г. до 7 млрд.долл. в 2008 г.

Заявив в 2000 г. о том, что у нас есть транспортные коридоры "Север-Юг", Транссиб, глубоководные речные пути, к 2005 г. мы подходим совсем не с теми транзитными показателями, о которых говорилось на Первой и Второй международных евроазиатских конференциях по транспорту. Перспективным направлением развития транзитных услуг для России является развитие транспортного коридора «Север – Юг).

Это позволит «перехватить» грузопотоки между Азией (Индия, Иран и др.) и Скандинавскими, и другими европейскими странами.

Взаимодействие между Россией и Европейским союзом в области транспорта, а это главный торговый партнер страны, должно получить дальнейшее развитие за счет приложения совместных усилий в деле формирования общих пространств России и расширенного ЕС в соответствии с решениями саммита, состоявшегося в мае 2003 года в Санкт-Петербурге. Сотрудничество между Россией и ЕС в области транспорта, наряду с реализацией концепции Общего европейского экономического пространства (ОЕЭП) и развитием энергодиалога, призвано стать ключевым составным элементом будущего общего пространства "Россия-ЕС" в области экономики и торговли, формирование которого позволит вывести отношения между ними на качественно новый уровень.

Основными направлениями международной интеграции в области транспорта являются: интеграция российского транспорта в европейскую транспортную систему; формирование и развитие общего транспортного пространства стран СНГ; развитие взаимодействия в рамках регионального сотрудничества; повышение роли России в создаваемой интегрированной транспортной системе Азиатско-Тихоокеанского региона; участие в международных транспортных проектах и программах.

Государственная поддержка отечественных транспортных организаций, работающих на международных рынках транспортных услуг, осуществляется в следующих основных направлениях: создание для российских перевозчиков благоприятных экономических условий ведения бизнеса на тех сегментах рынка, где они работают, прежде всего, по уровню налогообложения операторов; создание для отечественных международных перевозчиков не менее благоприятных режимов при выполнении таможенных и пограничных процедур, чем для перевозчиков других стран; создание условий для приобретения российскими перевозчиками современной транспортной техники, обеспечивающей не только конкурентоспособность на международных рынках, но и принципиальную доступность этих рынков для отечественных операторов; разработка механизмов оперативного принятия ответных мер в случаях, когда российские перевозчики подвергаются дискриминации за рубежом; повышение эффективности механизмов национального регулирования сегментов рынка международных перевозок, на которых действует двусторонняя разрешительная система; проведение согласованной «наступательной» политики в международных организациях, осуществляющих допуск на международные рынки транспортных услуг; разработка и реализация мер, стимулирующих отечественных грузоотправителей к заключению договоров поставки на базисных условиях, предусматривающих перевозку экспортных грузов отечественными транспортными организациями.

Использование транзитного потенциала России должно быть не только приоритетом развития транспортной системы, но и самостоятельной точкой роста экономики.

В общей сложности до нынешнего года Россия планировала вложить в реализацию проектов, связанных с развитием евроазиатских транспортных коридоров, порядка 15 млрд. USD.

Скорость сообщения в основных международных коридорах должна возрасти на 20-30%. Объем перевозок по ним утроится и достигнет 60-70 млн. тонн в год.

Россия будет активно участвовать в формировании общего транспортного пространства стран СНГ и ЕврАзЭС, в создании интегрированной транспортной системы Азиатско-Тихоокеанского региона и Шанхайской организации сотрудничества.

Особое место отводится созданию общеевропейского транспортного пространства, в том числе - совместной работе с Евросоюзом.

Целый ряд проектов, предусмотренных стратегией, непосредственно направлен на решение этой задачи. Должны получить развитие и те результаты, которые были достигнуты при совместном решении вопросов транспортного обеспечения Калининградской области.

В ближайшие годы на Балтике будет открыт ряд паромных линий, соединяющих Санкт-Петербург, порты Ленинградской области, Калининград, порты Германии. На Балтийские паромы предполагается привлечь значительные потоки грузового автотранспорта.

Заключение


На протяжении двух последних десятилетий наблюдается тенденция повышения роли услуг в экономике стран мира.

Что же касается России, то ее позиция на мировом рынке услуг в настоящее время не очень устойчива: она входит в тридцатку крупных стран - участниц международной торговли услугами, но продолжает оставаться нетто-импортером услуг. На Россию приходится 1,4% мирового импорта услуг и 1,0% мирового экспорта.

Улучшение ситуации в сфере услуг сильно зависит от иностранных инвестиций, но в то же время, либерализируя эту сферу, необходимо поддерживать баланс между интересами по защите своего внутреннего рынка и потребностью в инновациях для создания современной инфраструктуры. Без крупномасштабной сферы услуг с развитым транспортом, связью, торговлей, финансово-кредитным и страховым секторами, комплексом деловых услуг, сферами образования и здравоохранения, отвечающим современным требованиям, Россия не сумеет создать эффективное рыночное хозяйство и достойно войти в мировую экономику. Поэтому главной задачей на современном этапе перехода на рыночные основы и интеграции в мировое хозяйство должно стать ускорение развития сферы услуг.

Список использованной литературы

1.Боброва В.В., Кальвина Ю.И.  Мировая экономика: Учебное пособие. - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2004.

2.Кудров В.М. Мировая экономика: Учебник. – М.: Дело, 2004.

3.Миклашевский Н.А., Холопов А.В. Международная экономика. - М.: МГУ, "Дело и сервис", 2002.

4.Международные экономические отношения. / Под ред. В.Е. Рыбалкина. - М.: ЮНИТИ, 2005.

5.Мировая экономика: введение во внешнеэкономическую деятельность: Учебное пособие для вузов/М.В. Елова, Е.К. Муравьева, С.М. Панферова и др.; Под ред. А.К. Шуркалина, Н.С. Цыпиной. -М.: Логос,2000.

6.Мировая экономика / Под ред. проф. А.С. Булатова. - М., Юристъ, 2002

7.Россия в цифрах – М.: Федеральная служба государственной статистики.

8.Современные международные отношения Учебник / под ред. А.В.Торкунова. М.: «Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2000.

9.Харламова В.Н., Филимонова Н.А.  Россия на мировом рынке объектов интеллектуальной собственности.

10.Яремчук Н.В. Экономическое развитие современной России.- М.: Премьера, 2005.


Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.