Источник: [27, с. 256], [28, с. 256].
Но, при всем при этом, наше государство является одним из крупнейших в мире инвесторов в экономики зарубежных стран. В частности, «Россия входит в пятерку стран - крупнейших кредиторов США»[20]. Это говорит, прежде всего, о том, что наша экспортная инвестиционная активность по большей части представляет собой кредитование других стран, нежели чем вложения денег с целью участия в производственных процессах этих стран.
Другим неприятным моментом в инвестиционной активности нашего государства является неразборчивость в предоставлении кредитов и займов, в результате чего очень часто большая часть долгов различных стран, в первую очередь слаборазвитых, списывается и реструктуризируется, но в любом случае деньги возвращаются в страну далеко не в том объеме, чем они были предоставлены. Проблема, которая является одним из неприятных последствий членства России в Парижском клубе и которая по своему масштабу и злободневности является достойной отдельного обстоятельного изучения.
Выход отечественных компаний на иностранные рынки в качестве инвесторов - новое измерение в конкурентной стратегии российского бизнеса. Это новые передовые технологии, которые слишком долго и дорого разрабатывать внутри страны. Это готовые сети распределения и известные на западном рынке торговые марки, способные увеличить сбыт продукции отечественных предприятий, как за рубежом, так и в России. Активность российских компаний в сфере зарубежного инвестирования растет как на дрожжах. Наши предприниматели, наконец, почуяли выгоды от такого рода деятельности и теперь всеми силами стараются втиснуться на жестокий рынок иностранных капиталовложений, где, как у Дарвина, выживает только сильнейший.
Очевидно, что за прошедшие полтора года произошло существенное увеличение доли прямых инвестиций в общем объёме инвестиций за рубеж за счет сокращения доли прочих инвестиций, что не может не радовать:
Таблица 2.3
Инвестиции из России за рубеж по типам, млрд. долл.
Вид инвестиций
2007 г.
% к общему объему инвестиций
1-е полугодие
2009 г.
прямые
13,944
43,5
40,684
66,9
портфельные
2,398
7,5
4,669
7,7
прочие
15,719
49,0
15,442
25,4
Источник: [9, с.736], [http://www.interfax.ru/business/txt.asp?id=96607].
Это в первую очередь свидетельствует о том, что целью инвестирования наших компаний постепенно становится не просто получение процента с одалживаемых денег, а усиление влияния за рубежом, приобщение к иностранной культуре бизнеса и управления, вложение денег в известные торговые марки, а также получение доступа к новым рынкам сбыта и сбыточным сетям.что свидетельствуеттвия членства России в Парижском клубе.
«Ранее, лидирующие позиции среди реципиентов инвестиций из РФ занимали традиционно близкие нам в экономическом отношении страны СНГ. Расположенные на их территории предприятия со времен СССР сохранили тесные хозяйственные связи с российскими компаниями, и многие наши финансово-промышленные группы стремились восстановить складывавшиеся годами и разорванные новыми государственными границами производственные цепочки под своим, теперь уже частным руководством»[2, с.88].
Но, как это отчетливо видно из таблицы 2.4, на первых местах в списке реципиентов инвестиций из РФ сейчас находятся развитые страны:
Таблица 2.4
Инвестиции из России за рубеж в 2007 г., млн. долл.
Инвестиции
Накоплено на конец 2007 г.
Накоплено на конец первого полугодия 2009 г.
всего
% к итогу
Всего
32061
100
60800
Из них в 10 крупнейших реципиентов:
28037
87,4
-
Кипр
9985
31,1
17248
Нидерланды
7391
23,1
11971
Виргинские о-ва
4677
14,6
3834
США
1176
3,7
6065
Австрия
1067
3,3
Великобритания
966
3,0
2536
Украина
811
2,5
Беларусь
771
2,4
2327
Германия
732
2,3
2270
Швейцария
461
1,4
4291
Это свидетельствует о важных переменах в отношениях между российским предпринимательским сообществом и внешним миром. Во-первых, российские бизнесмены почувствовали в себе силы и уверенность для выхода на рынки развитых стран. Во-вторых, наши партнеры из этих стран начали постепенно менять отношение к инвестиционному сотрудничеству с российским бизнесом. В-третьих, были урегулированы правовые основы взаимодействия российского бизнеса с зарубежными партнерами, что позволяет им планировать деятельность на внешних рынках не только в рамках среднесрочной перспективы.
Анализируя структуру российских инвестиций, накопленных за рубежом, следует иметь в виду, что их значительная доля по-прежнему аккумулирована в оффшорных зонах и, поэтому их назначение не всегда имеет отношение к реальной экономике. Поскольку капиталы уходили (и уходят) туда, прежде всего в форме кредитов, доля прочих инвестиций в накоплениях всё еще остается высокой. Основными реципиентами таких капиталов являются Кипр, Швейцария и Виргинские острова. Интересно, что роль Швейцарии как места вывоза российских капиталов существенно возросла лишь в последнее время, что можно объяснить стабильной экономической и политической ситуацией в стране.
Налицо тенденция снижения роли оффшоров, и в данном случае речь идет уже не только о количественных, но и о качественных изменениях в характере вывоза российского капитала за рубеж. Отечественные компании теперь вывозят свои капиталы в другие страны не просто для того, чтобы заработать на той или иной операции в краткосрочном периоде, а для обеспечения себе там своего рода «постоянной прописки». Крупнейшими реципиентами прямых инвестиций являются Нидерланды и США, которые в 2009 г. занимают соответственно второе и третье места в списке крупнейших импортеров капитала из РФ.
Как уже отмечалось, традиционными реципиентами российских капиталов являются страны СНГ, в частности Украина и Беларусь. Украина является получателем портфельных вложений из РФ, а в капиталах, накопленных в Беларуси, доминируют прямые инвестиции. Такая структура капиталовложений отражает разницу во взаимоотношениях РФ с этими странами. Производственная интеграция с Беларусью носит предметный, практический характер, политический фон взаимоотношений двух стран можно назвать относительно благоприятным, поэтому отечественные бизнесмены стремятся приобретать крупные пакеты акций в интересующих их компаниях. С Украиной дела обстоят сложнее, из-за чего наши инвесторы покупают там лишь небольшие доли в целевых компаниях, делегируя основные полномочия по управлению ими украинским партнерам.
Следует оговориться, что масштабы инвестиционного сотрудничества нашей страны с партнерами по СНГ пока далеки от их реального потенциала, поэтому их размер и структура в обозримом будущем могут измениться. Сказанное в еще большей степени справедливо и по отношению к инвестиционному сотрудничеству России с ведущими западными странами. Анализируя текущие масштабы вывоза российского капитала за рубеж, нельзя не отметить высокую степень его концентрации: на 10 стран-реципиентов по итогам 2007 г. пришлось 87,4% всех накопленных вложений. Безусловно, подобная географическая плотность капиталовложений - следствие того, что вывоз инвестиций из России, как процесс, еще находится на стадии формирования, и капиталы пока идут туда, куда им проще всего получить доступ при прочих равных условиях. Со временем следует ожидать расширения географии российских инвестиций за рубежом и, очевидно, постепенной эволюции географической структуры в сторону соответствия стратегическим потребностям России и её бизнеса.
Российские экспортеры, прежде всего энергоресурсов, первыми поняли необходимость нового взгляда на экономическое взаимодействие с зарубежными партнерами, включая его расширение за счет инвестиционной составляющей.
«Российские компании стали все острее ощущать зависимость от сложившейся на западных рынках системы ценообразования и распределения их продукции. Становится все более очевидным, что наши экспортеры выручали бы большие деньги, если бы могли влиять на мировые цены или имели прямой доступ к непосредственным потребителям за рубежом.
К сожалению, влиять на мировые цены весьма затруднительно, поскольку система международных сырьевых бирж и объединений стран-экспортеров складывалась десятилетиями без участия нашей страны (во времена СССР). Поэтому наши сырьевые гиганты пока идут другим путем - путем приобретения за рубежом распределительных и иных компаний, через которые они могли бы наладить прямую продажу своей продукции конечному потребителю на Западе». [2, с.90]
Важную роль в продвижении отечественных компаний на международные рынки призвана играть банковская система России. Все уже давно пришли к тому, что сколько-нибудь серьезный инвестиционный проект можно осуществить лишь объединенными усилиями промышленно-торговой компании и дружественной ей, а лучше партнерской финансово-банковской структуры.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9