Правовое положение бипатридов и апатридов.
Двойное гражданство (бипатризм) представляет собой связь лица с двумя или, реже, несколькими государствами. Оно является чаще всего следствием коллизий законов о гражданстве, основанных на различных принципах, - права крови и права почвы. Например, дети французских граждан, родившиеся на территории Бразилии, автоматически будут иметь двойное гражданство, так как Закон о гражданстве Франции основан на принципе права крови, а Закон о гражданстве Бразилии – на принципе права почвы.[21]
Так же двойное гражданство приобретается в случае натурализации без утраты предшествующего гражданства. Например, в Бангладеш иностранец может стать бипатридом, если он вкладывает инвестиции в широкомасштабные проекты на территории данной страны.[22]
Другими возможностями приобретения двойного гражданства являются: автоматическое предоставление гражданства супруге-иностранке в связи с заключением брака с гражданином страны; предоставление гражданства ребенку, родившемуся в смешенном браке.
Традиционные правовые и политические доводы против двойного гражданства исходят из того, что гражданство предполагает абсолютную лояльность по отношению к определенному государству. Наивысшим выражением лояльности является прохождение воинской службы в армии государства происхождения. Двойное гражданство делает данную обязанность относительной. Никто не может служить двум странам одновременно, особенно в том случае, если они находятся в состоянии войны с иными государствами или воюют друг с другом. В соответствии с Конвенцией Совета Европы 1963 г. о сокращении случаев многогражданства и о воинской повинности в случаях многогражданства данные лица должны были исполнять воинскую повинность на территории страны своего проживания. Но если такое лицо проживает не в стране своей гражданской принадлежности, то оно может выбрать несение воинской обязанности на территории любой из стран гражданства (ст. 6)
В случаях, когда на территории государства проживает много лиц, имеющих двойное гражданство, все вопросы регулируются на двусторонней основе. Например соглашение между Алжиром и Францией 1984 года.
Существуют различные подходы в отношении двойного гражданства. В Италии с 1992 г. признается возможность двойного гражданства; аналогичный подход закрепляется в законопроекте, внесенном правительством ФРГ в Бундестаг в ноябре 1998 г. В законодательстве ряда государств оговаривается возможность приобретения гражданства отдельных стран без утраты прежнего гражданства (Испания). Но в других странах лицо, обладающее двойным гражданством, обязано выбрать одно из них в течении установленного в законодательстве срока. Так в Японии лицо, которое получило второе гражданство по рождению или до достижения 20 лет, должно выбрать одно из них до 21 года.[23]
Однако в настоящее время рад государств Европы считают двойное гражданство вполне приемлемым в связи с ростом мобильности населения и развитием миграционных процессов.[24]
Новые подходы к данной проблеме были впервые зафиксированы в Законе о гражданстве РФ (ст. 3). Гражданину РФ разрешалось по его ходатайству иметь одновременно и гражданство другого государства, с которым заключен соответствующий договор. Но при этом он не мог уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающей из гражданства РФ. В настоящее время РФ заключила соглашения о двойном гражданстве с Туркменистаном и Таджикистаном. По этим соглашениям граждане пользуются правами и свободами в полном объеме и несут обязанности гражданина того государства, на территории которого постоянно проживают.
Вопрос о двойном гражданстве рассматривался в органах государственной власти РФ в связи с проблемой соотечественников, проживающих в странах СНГ и Балтии. В сообщении от 15 февраля 1995 г. “К главам государств и правительств СНГ” Государственная Дума Федерального Собрания ставила вопрос о достижения согласия и предоставления этническим русским равных прав в приобретении второго гражданства.[25]
Лицо без гражданства (апатрид) – лицо, которое ни одно из государств не рассматривает в качестве собственного гражданина. Подобный статус возникает в том случае, когда человек по каким-либо причинам утратил собственное гражданство и не приобрел гражданства других стран. При этом данные лица не могут рассчитывать на дипломатическую защиту страны своего прежнего гражданства и полностью подчиняются законодательству страны, на территории которых они находятся.
В соответствии с Конвенцией 1954 г. у каждого лица без гражданства существуют обязательства в отношении страны, в которой оно находится, поскольку оно должно подчиняться его законам и постановлениям, а так же мерам, принимаемым для поддержания общественного порядка (ст. 2). Этим лицам предоставляется статус иностранца на конкретной территории (ч. 1 ст. 7).
Заключение.
Подчеркивая растущее значение прав человека для международного и регионального мира и безопасности, для предотвращения конфликтов как международных, так и внутренних, для экономического и социального развития государств, Следует, на мой взгляд, обратить внимание на необходимость утверждения таких принципов обеспечения прав человека, как универсальность, неделимость, единство прав человека и демократии. Универсальность означает, что никакие правила национального, культурного или религиозного характера не могут ограничивать общепризнанных прав человека. Неделимость требует ликвидации дискриминации экономических, социальных и культурных прав, принижения их уровня по сравнению с гражданскими и политическими правами. При этом, указанные принципы должны служить целям наиболее эффективной защиты прав человека, неотъемлемой составляющей которых является дифференциация на отдельные уязвимые категории населения.
Список используемой литературы.
Нормативные правовые акты:
1. Устав Организации Объединенных Наций;
2. Всеобщая декларация прав человека;
3. Международный пакт о гражданских и политических правах;
4. Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным, этническим, религиозным или языковым меньшинствам;
5. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин;
6. Конвенция о политических правах женщины;
7. Конвенция о гражданстве замужней женщины;
8. Конвенция о правах ребенка;
9. Конвенция о статусе апатридов;
10. Конвенция о статусе беженцев;
11. Закон РФ “О вынужденных переселенцах”;
12. Венской конвенции о консульских сношениях 1963 года;
13. Постановление ГД ФС РФ “Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания РФ “К главам государств и правительств СНГ”
Литература:
1. Лукашева Е. А. Права человека. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФА. М, 1999. 573 с.;
2. Бекяшев К.А. Международное публичное право. – М., 1999, - С. 640;
3. Микульшина А.И. Международное право. – М., 2005. – С. 360;
4. Карташкин В.А. Международная защита прав человека. – М., 1976. – С. 51;
5. Оппенгейм Л. Международное право М., 1949. Т.1 п/т 2. С.408;
6. Капотари Ф. Исследование о правах лиц, принадлежащих к этническим, религиозным и языковым меньшинствам. Нью-Йорк, 1979. С. 109;
7. В. А. Туманов, Л. М. Энтин. Комментарий к конвенции о защите прав человека и основных свобод и практике ее применения. – М.: Норма, 2002. – 336 с.
8. В. А. Карташкин. Е. А. Лукашева. Международные акты о правах человека. М.: - НОРМА-ИНФРА, 1998. – 784 с.
9. Бойцова В. В. Служба защиты прав человека и гражданина. Мировой опыт. – М.: Издательство БЕК, 1996. – 408 с.
Зарубежные источники:
1. Clark and others 1998;
2. Modeen T/.The International Protection of National Minorities in Europe. Abo, 1969. P. 42;
3. Martinez Gobo J. R. Study of the problem of discrimination against indigenous population. N. Y., 1986;
4. Nationality and International Law in Asian Perspective. P. 21-22.
5. Schade H/ The Draft European Convention on Nationality // Austrian Journal of Public and International Law. 1995. № 1. P. 100.
Статьи:
1. С. М. Пунжин “Проблемы международно-правовой защиты прав меньшинств”;
2. В. А. Карташкин “Международная защита национальных меньшинств и гуманитарная интервенция”;
3. И. Ю. Богдановская “Право и защита личности от дискриминации по национальной принадлежности”.
[1] Права человека. Е.А. Лукашева
[2] Бекяшев К.А. Международное публичное право. – М., 1999, - С. 640
[3] Устав ООН п.3 ст.1 гл.1
[4] Микульшина А.И. Международное право. – М., 2005. – С. 360
[5] Карташкин В.А. Международная защита прав человека. – М., 1976. – С. 51
[6] Международный пакт о гражданских и политических правах. п. 2, ст. 2 ч. 2
[7] М. В. Андреева. Сборник важнейших документов по международному праву. Ч. 2 особенная. М.: - Триада, Лтд, 1997. – 544 с.
[8] Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г. п.а, ст.5, гл.1
[9] Clark and others 1998
[10] ст. 1 Конвенции о статусе беженцев 1951г. с Протоколом к ней 1966г.
[11] Оппенгейм Л. Международное право М., 1949. Т.1 п/т 2. С.408
[12] Modeen T/.The International Protection of National Minorities in Europe. Abo, 1969. P. 42
[13] С. М. Пунжин “Проблемы международно-правовой защиты прав меньшинств”
[14] Катопори Ф. Исследование о правах лиц, принадлежащих к этническим, религиозным и языковым меньшинствам. Нью-Йорк, 1979. С. 109
[15] Копотори Ф. Исследования о правах лиц, принадлежащих к этническим, религиозным и языковым меньшинствам. Нью-Йорк. 1979. С. 109
[16] Martinez Gobo J. R. Study of the problem of discrimination against indigenous population. N. Y., 1986
[17] В. А. Картьашкин. Е. А. Лукашева. Международные акты о правах человека. М.: - НОРМА-ИНФРА, 1998. – 784 с.
[18] В. А. Картьашкин. Е. А. Лукашева. Международные акты о правах человека. М.: - НОРМА-ИНФРА, 1998. – 784 с.
[19] В. А. Картьашкин. Е. А. Лукашева. Международные акты о правах человека. М.: - НОРМА-ИНФРА, 1998. – 784 с.
[20] В. А. Карташкин. Е. А. Лукашева. Международные акты о правах человека. М.: - НОРМА-ИНФРА, 1998. – 784 с.
[21] Микульшин А. И. Международное право. – М.: Международные отношения, 2005. -360 с.
[22] Nationality and International Law in Asian Perspective. P. 21-22
[23] Лукашева Е. А. Права человека. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФА, 1999. – 573 с.
[24] Schade H/ The Draft European Convention on Nationality // Austrian Journal of Public and International Law. 1995. № 1. P. 100
[25] Постановление ГД ФС РФ “Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания РФ “К главам государств и правительств СНГ” // СЗ РФ. 1995. № 10. Ст. 831.
Страницы: 1, 2, 3, 4