Рефераты. Защита прав человека-международно- правовые аспекты

 

Правовое положение бипатридов и апатридов.

 

Двойное гражданство (бипатризм) представляет собой связь лица с двумя или, реже, несколькими государствами. Оно является чаще всего следствием коллизий законов о гражданстве, основанных на различных принципах, - права крови и права почвы. Например, дети французских граждан, родившиеся на территории Бразилии, автоматически будут иметь двойное гражданство, так как Закон о гражданстве Франции основан на принципе права крови, а Закон о гражданстве Бразилии – на принципе права почвы.[21]

Так же двойное гражданство приобретается в случае натурализации без утраты предшествующего гражданства. Например, в Бангладеш иностранец может стать бипатридом, если он вкладывает инвестиции в широкомасштабные проекты на территории данной страны.[22]

Другими возможностями приобретения двойного гражданства являются: автоматическое предоставление гражданства супруге-иностранке в связи с заключением брака с гражданином страны; предоставление гражданства ребенку, родившемуся в смешенном браке.

Традиционные правовые и политические доводы против двойного гражданства исходят из того, что гражданство предполагает абсолютную лояльность по отношению к определенному государству. Наивысшим выражением лояльности является прохождение воинской службы в армии государства происхождения.  Двойное гражданство делает данную обязанность относительной. Никто не может служить двум странам одновременно, особенно в том случае, если они находятся в состоянии войны с иными государствами или воюют друг с другом. В соответствии с Конвенцией Совета Европы 1963 г. о сокращении случаев многогражданства и о воинской повинности в случаях многогражданства данные лица должны были исполнять воинскую повинность на территории страны своего проживания. Но если такое лицо проживает не в стране своей гражданской принадлежности, то оно может выбрать несение воинской обязанности на территории любой из стран гражданства (ст. 6)

В случаях, когда на территории государства проживает много лиц, имеющих двойное гражданство, все вопросы регулируются на двусторонней основе. Например соглашение между Алжиром и Францией 1984 года.

Существуют различные подходы в отношении двойного гражданства. В Италии с 1992 г. признается возможность двойного гражданства; аналогичный подход закрепляется в законопроекте, внесенном правительством ФРГ в Бундестаг в ноябре 1998 г. В законодательстве ряда государств оговаривается возможность приобретения гражданства отдельных стран без утраты прежнего гражданства (Испания). Но в других странах лицо, обладающее двойным гражданством, обязано выбрать одно из них в течении установленного в законодательстве срока. Так в Японии лицо, которое получило второе гражданство по рождению или до достижения 20 лет, должно выбрать одно из них до 21 года.[23]

Однако в настоящее время рад государств Европы считают двойное гражданство вполне приемлемым в связи с ростом мобильности населения и развитием миграционных процессов.[24]

Новые подходы к данной проблеме были впервые зафиксированы в Законе о гражданстве РФ (ст. 3). Гражданину РФ разрешалось по его ходатайству иметь одновременно и гражданство другого государства, с которым заключен соответствующий договор. Но при этом он не мог уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающей из гражданства РФ. В настоящее время РФ заключила соглашения о двойном гражданстве с Туркменистаном и Таджикистаном. По этим соглашениям граждане пользуются правами и свободами в полном объеме и несут обязанности гражданина того государства, на территории которого постоянно проживают.

Вопрос о двойном гражданстве рассматривался в органах государственной власти РФ в связи с проблемой соотечественников, проживающих в странах СНГ и Балтии. В сообщении от 15 февраля 1995 г. “К главам государств и правительств СНГ” Государственная Дума Федерального Собрания ставила вопрос о достижения согласия и предоставления этническим русским равных прав в приобретении второго гражданства.[25]

Лицо без гражданства (апатрид) – лицо, которое ни одно из государств не рассматривает в качестве собственного гражданина. Подобный статус возникает в том случае, когда человек по каким-либо причинам утратил собственное гражданство и не приобрел гражданства других стран. При этом данные лица не могут рассчитывать на дипломатическую защиту страны своего прежнего гражданства и полностью подчиняются законодательству страны, на территории которых они находятся.

В соответствии с Конвенцией 1954 г. у каждого лица без гражданства существуют обязательства в отношении страны, в которой оно находится, поскольку оно должно подчиняться его законам и постановлениям, а так же мерам, принимаемым для поддержания общественного порядка (ст. 2). Этим лицам предоставляется статус иностранца на конкретной территории          (ч. 1 ст. 7).

 

 

 

Заключение.

Подчеркивая растущее значение прав человека для международного и регионального мира и безопасности, для предотвращения конфликтов как международных, так и внутренних, для экономического и социального развития государств,  Следует, на мой взгляд, обратить внимание на необходимость утверждения таких принципов обеспечения прав человека, как универсальность, неделимость, единство прав человека и демократии. Универсальность означает, что никакие правила национального, культурного или религиозного характера не могут ограничивать общепризнанных прав человека. Неделимость требует ликвидации дискриминации экономических, социальных и культурных прав, принижения их уровня по сравнению с гражданскими и политическими правами. При этом, указанные принципы должны служить целям наиболее эффективной защиты прав человека, неотъемлемой составляющей которых является дифференциация на отдельные уязвимые категории населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы.

Нормативные правовые акты:

1.     Устав Организации Объединенных Наций;

2.     Всеобщая декларация прав человека;

3.     Международный пакт о гражданских и политических правах;

4.     Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным, этническим, религиозным или языковым меньшинствам;

5.     Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин;

6.     Конвенция о политических правах женщины;

7.     Конвенция о гражданстве замужней женщины;

8.     Конвенция о правах ребенка;

9.     Конвенция о статусе апатридов;

10. Конвенция о статусе беженцев;

11. Закон РФ “О вынужденных переселенцах”;

12. Венской конвенции о консульских сношениях 1963 года;

13. Постановление ГД ФС РФ “Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания РФ “К главам государств и правительств СНГ”

 

Литература:


1.     Лукашева Е. А. Права человека. – М.: Издательская группа НОРМА-ИНФА. М, 1999. 573 с.;

2.     Бекяшев К.А. Международное публичное право. – М., 1999, - С. 640;

3.     Микульшина А.И. Международное право. – М., 2005. – С. 360;

4.     Карташкин В.А. Международная защита прав человека. – М., 1976. – С. 51;

5.     Оппенгейм Л. Международное право М., 1949. Т.1 п/т 2. С.408;

6.     Капотари Ф. Исследование о правах лиц, принадлежащих к этническим, религиозным и языковым меньшинствам. Нью-Йорк, 1979. С. 109;

7.     В. А. Туманов, Л. М. Энтин. Комментарий к конвенции о защите прав человека и основных свобод и практике ее применения. – М.: Норма, 2002. – 336 с.

8.     В. А. Карташкин. Е. А. Лукашева. Международные акты о правах человека. М.: - НОРМА-ИНФРА, 1998. – 784 с.

9.     Бойцова В. В. Служба защиты прав человека и гражданина. Мировой опыт. – М.: Издательство БЕК, 1996. – 408 с.


Зарубежные источники:


1.     Clark and others 1998;

2.     Modeen T/.The International Protection of  National Minorities in Europe. Abo, 1969. P. 42;

3.     Martinez Gobo J. R. Study of the problem of discrimination against indigenous population. N. Y., 1986;

4.     Nationality and International Law in Asian Perspective. P. 21-22.

5.     Schade H/ The Draft European Convention on Nationality // Austrian Journal of Public and International Law. 1995. № 1. P. 100.


Статьи:

1.     С. М. Пунжин “Проблемы международно-правовой защиты прав меньшинств”;

2.     В. А. Карташкин “Международная защита национальных меньшинств и гуманитарная интервенция”;

3.     И. Ю. Богдановская “Право и защита личности от дискриминации по национальной принадлежности”.

 


[1] Права человека. Е.А. Лукашева

[2] Бекяшев К.А. Международное публичное право. – М., 1999, - С. 640

[3] Устав ООН п.3 ст.1 гл.1

[4] Микульшина А.И. Международное право. – М., 2005. – С. 360

[5] Карташкин В.А. Международная защита прав человека. – М., 1976. – С. 51

[6] Международный пакт о гражданских и политических правах. п. 2, ст. 2 ч. 2

[7] М. В. Андреева. Сборник важнейших документов по международному праву. Ч. 2 особенная. М.: - Триада, Лтд, 1997. – 544 с.

[8] Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г. п.а, ст.5, гл.1

[9] Clark and others 1998

[10] ст. 1 Конвенции о статусе беженцев 1951г. с Протоколом к ней 1966г.

[11] Оппенгейм Л. Международное право М., 1949. Т.1 п/т 2. С.408

[12] Modeen T/.The International Protection of  National Minorities in Europe. Abo, 1969. P. 42

[13] С. М. Пунжин “Проблемы международно-правовой защиты прав меньшинств”

[14] Катопори Ф. Исследование о правах лиц, принадлежащих к этническим, религиозным и языковым меньшинствам. Нью-Йорк, 1979. С. 109

[15] Копотори Ф. Исследования о правах лиц, принадлежащих к этническим, религиозным и языковым меньшинствам. Нью-Йорк. 1979. С. 109

[16] Martinez Gobo J. R. Study of the problem of discrimination against indigenous population. N. Y., 1986

[17] В. А. Картьашкин. Е. А. Лукашева. Международные акты о правах человека. М.: - НОРМА-ИНФРА, 1998. – 784 с.

[18] В. А. Картьашкин. Е. А. Лукашева. Международные акты о правах человека. М.: - НОРМА-ИНФРА, 1998. – 784 с.

[19] В. А. Картьашкин. Е. А. Лукашева. Международные акты о правах человека. М.: - НОРМА-ИНФРА, 1998. – 784 с.


[20] В. А. Карташкин. Е. А. Лукашева. Международные акты о правах человека. М.: - НОРМА-ИНФРА, 1998. – 784 с.


[21] Микульшин А. И. Международное право. – М.: Международные отношения, 2005. -360 с.

[22] Nationality and International Law in Asian Perspective. P. 21-22

[23] Лукашева Е. А. Права человека. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФА, 1999. – 573 с.

[24] Schade H/ The Draft European Convention on Nationality // Austrian Journal of Public and International Law. 1995. № 1. P. 100

[25] Постановление ГД ФС РФ “Об обращении Государственной Думы Федерального Собрания РФ “К главам государств и правительств СНГ” // СЗ РФ. 1995. № 10. Ст. 831.


Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.