интеллектуальной готовности ребенка
к обучению в школе.
1. СПОСОБНОСТЬ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ.
Диагностика исследования интеллектуальной готовности детей к школе проводилась с детьми старшей группы д/с 104 г. Твери. Детский сад № 104 Муниципальное образовательное учреждение, имеет 2 категорию развивающего типа.
Работает по программе «Радуга», 12 групп. Работа осуществляется по оздоровительному направлению.
Обследовались дети старшей группы в количестве 11 человек.
В группе работают специалисты: воспитатель - Клейн Т.С., Цветкова О.И. Воспитатели имеют 1 квалифицированную категорию. Время обследования 28.05.04г. - 29.05.04 г. время 10.00 часов Тест создан Г Вицлаком в 1972 г. Занесен в альманах психологических тестов в 1996 г.
ЦЕЛЬ: Психодиагностика психологической готовности детей 5-7 лет к
обучению и уровня умственного развития ребенка.
Для тестирования использовался стимульный материал в виде картинок. Все задания давались с опорой на наглядный материал, кроме задания на заучивание стихотворения.
Тест состоял из 15 заданий. Для каждого из них предусмотрена своя система оценок, которая оговаривается в руководстве к тесту Все результаты теста заносились в бланк регистрации. Тестирование проводилось индивидуально. Время затраченное на каждого ребенка 20-30 мин.
1 ЗАДАНИЕ «История в картинках»
Задание состоит из трех картинок, которые последовательно раскладываются перед ребенком с просьбой рассказать историю, которую он видит на них. При этом никакая помощь при этом ребенку не оказывается. После того как ребенок составил рассказ, картинки убирают и просят его еще раз коротко пересказать суть истории.
ОЦЕНКИ:
7 БАЛЛОВ - Ребенок очень хорошо отразил смысловую связь всех трех
картинок, уделив внимание главному в сюжете. Резюме состояло
из основного краткого содержания истории.
5 БАЛЛОВ - Ребенок хорошо отразил смысловую связь в картинках.
Существенное и второстепенное описано с одинаковым
вниманием. Второстепенное также внесено в краткий пересказ
истории.
3 БАЛЛА - Ребенок смог правильно и самостоятельно отразить смысловую
связь только между двумя картинками. В резюме основное
внимание уделено второстепенным деталям.
0 БАЛЛОВ - Ребенок не смог составить рассказ.
2 ЗАДАНИЕ «ЗНАНИЕ ЦВЕТА»
Перед ребенком кладут доску с 12 цветами (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, розовый, черный, серый, белый, коричневый) и поочередно, в любом порядке предлагают ему назвать тот или иной цвет.
ОЦЕНКА:
За каждый правильно названный цвет начисляется - 1 балл.
3 ЗАДАНИЕ «ЗАУЧИВАНИЕ ЧЕТВЕРОСТИШИЙ»
1. «Теперь я расскажу первую часть стихотворения, а ты потом ее повторишь…»
2. Затем по аналогии заучивают вторую часть стихотворения
8 БАЛЛОВ - Правильное полное воспроизведение всех двух частей.
5 БАЛЛОВ - Перестановка, пропуск и добавление слов в какой-нибудь части.
3 БАЛЛА - Воспроизведение смысла четверостишия своими словами.
2 БАЛЛА - Отдельные смысловые связи сохранены, но целостная смысловая
связь нарушена.
0 БАЛЛОВ - Набор бессмысленных слов или полный отказ
4 ЗАДАНИЕ «ЗНАНИЕ НАЗВАНИЙ ПРЕДМЕТОВ»
Перед ребенком раскладывают 9 картинок: яблоко, морковь, роза, груша, тюльпан, капуста, подсолнух, вишня, гвоздика. Потом просят назвать каждый предмет. При ответе, например «Это цветок», просят уточнить какой именно. Если ребенок называет предметы неверно, то исследователь в конце задания должен исправить его ошибки.
ОЦЕНКА
Каждый правильный ответ оценивается в один балл.
5 ЗАДАНИЕ «ПРОЦЕСС СЧЕТА»
Используются картинки из 4 задания. Ребенка спрашивают: «скажи теперь сколько здесь лежит предметов?». Если он затрудняется в ответе или дает ошибочный ответ, то ему подсказывают «Ты можешь посчитать»
5 БАЛЛОВ - счет без моторных компонентов
4 БАЛЛА - Беззвучное проговаривание (движение губ)
3 БАЛЛА - Проговаривание шепотом, возможно с киванием головы.
2 БАЛЛА - Указывание пальцем на предметы при счете без прикосновения к
ним
1 БАЛЛ - Прикосновение пальцем к предметам или передвижение их
0 БАЛЛОВ - Отказ отвечать
6 ЗАДАНИЕ «ПОРЯДОК СЧЕТА»
Всех детей, которые справились с пятым заданием просят: «считай по порядку, сколько сможешь». Если ребенок не понимает задания, то исследователь помогает ему: 1,2,3….. Затем ребенку предлагают начать самостоятельно сначала. При прекращении счета исследователь говорит: «Правильно, а какое число дальше?» Дальше 22 считать не надо.
В качестве оценки выставляется число, до которого ребенок правильно досчитал.
7 ЗАДАНИЕ «КЛАССИФИКАЦИЯ ПРЕДМЕТОВ»
Используются картинки из 4 задания. Перед ребенком кладут лист бумаги с изображением 3 корзин. Вот 3 корзины. Эта - для фруктов, эта - для овощей, эта - для цветов. Собери пожалуйста сюда - все фрукты, сюда - все овощи, а сюда - все цветы.
За каждый правильно классифицированный предмет начисляется один балл.
8 ЗАДАНИЕ «ВОСПРИЯТИЕ КОЛИЧЕСТВА»
Состоит из двух частей.
1. Материалы из задания 7 лежат в последней позиции. Корзину с цветами закрывают листом бумаги и говорят «Скажи, пожалуйста, сколько здесь всего предметов?» Если нет правильного ответа, то ребенку помогают: Первая помощь: предметы вынимаются из корзин и раскладываются в цепочку, но между фруктами и овощами оставляют расстояние. Спрашивают: «Сколько здесь предметов?» Вторая помощь: убирают разрыв между фруктами и овощами, сдвинув из и говорят: «Сколько здесь предметов?» Если ребенок затрудняется ему предлагают сосчитать.
2. Затем все то же самое проделывают в отношении всех трех корзин, т.е. просят сказать сколько в них всех вместе взятых предметов при той же системе помощи.
Правильные самостоятельные ответы оцениваются по 3 балла за каждую правильную часть задания, т.е. максимально возможный показатель - 6 баллов. За каждый вид помощи высчитывается 1 балл, т.е. чем больше помощи, тем меньше сумма баллов. При отсутствии решения или неверном результате - 0 баллов.
9 ЗАДАНИЕ: «РАЗМЕЩЕНИЕ ФИГУР»
МАТЕРИАЛЫ: Три карточки с рисунками круга, треугольника, квадрата, девять вырезанных геометрических фигур: круги, треугольники, квадраты.
1. У ребенка спрашивают, указывая на карточки: «Что здесь нарисовано?» Допустимо, если вместо квадрат он скажет прямоугольник или четырехугольник. Если ребенок не знает название фигур, ему необходимо их назвать. За каждое правильное название начисляется 1 балл.
2. Затем у ребенка спрашивают: «Как ты считаешь, почему треугольник называется треугольником, четырехугольник - четырехугольником и т.д.?» Правильные ответы:
У треугольника три угла, у четырехугольника - 4 и т.д. За каждое
правильное объяснение - 1 балл
3. Перед испытуемым вразброс кладут 9 вырезанных фигур и поодаль от них три карточки с рисунками круга, треугольника и квадрата.
ИНСТРУКЦИЯ: Собери и положи, пожалуйста, все четырехугольники, все треугольники, все круги.
За каждую правильно собранную кучку начисляется 1 балл.
10 ЗАДАНИЕ: «СРАВНЕНИЕ КАРТИНОК»
МАТЕРИАЛ: Четыре пары сравниваемых картинок
Поочередно выкладывая и после выполнения убирая каждую пару картинок, у ребенка спрашивают: «Как ты думаешь, почему эта картинка выглядит иначе, чем эта (показать)?» При затруднении ребенка ему помогают: «Что на этой картинке по-другому? Что здесь нарисовано, а что здесь?»
2 БАЛЛА - правильное решение без помощи
1 БАЛЛ - правильное решение с помощью
0 БАЛЛОВ - решения нет
Оценивается каждая пара отдельно. Сумма баллов за 4 пары картинок - 8 баллов.
11 ЗАДАНИЕ: «ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЦВЕТА И ФОРМЫ»
Перед ребенком кладут лист бумаги с рисунками незавершенных фигур.
ИНСТРУКЦИЯ: «Здесь нарисованы прямоугольники. У каждого из них не хватает кусочка. Подыщи для каждого прямоугольника подходящий кусочек из всех нарисованных здесь. Посмотри, какой кусочек подходит к этому прямоугольнику?»
Затем последовательно показывают на остальные фигуры, с просьбой подобрать недостающие детали к ним.
Каждое правильное решение оценивается в один балл.
12 ЗАДАНИЕ: «ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ЧЕТВЕРОСТИШИЯ»
Ребенку предлагаю воспроизвести стихотворение из задания 3. «Мы с тобой учили стихотворение. Помнишь его? Попробуй рассказать.» Если ребенок допускает ошибки или вообще забыл стихотворение, то процесс обучения повторяется по той же схеме, что и 3 задание. Для оценивая результатов используются те же критерия качества выполненной работы, как в третьем задании.
13 ЗАДАНИЕ: «НАХОЖДЕНИЕ АНАЛОГИЙ»
ИНСТРУКЦИЯ: «Ответь пожалуйста, на несколько вопросов:
1. Днем светло, а ночью … темно
2. Птица поет, а собака … лает
3. Машина едет, а самолет … летит
4. Голубь летает, а рыба … плавает
5. У кошки шерсть, а у утки … перья
6. Платье сшито из ткани, а ботинки … из кожи.
14 ЗАДАНИЕ: «СРИСОВАНИЕ»
Для срисовывания предлагают фигуры, для средней группы - квадрат и треугольник, а для старшей - треугольник и крест и два узора, напоминающие прописной шрифт.
ИНСТРУКЦИЯ: Здесь нарисованы две фигуры и два узора. Попробуй как можно лучше срисовать фигуры вот сюда и здесь положить узоры.
Выставляются отдельно для каждого рисунка. Изменение величины и незначительные пространственные искажения не учитываются.
6 БАЛЛОВ - рисунок похож, адекватен формам и пропорциям образца
3 БАЛЛА - рисунок, в общем, похож на образец, но допущены некоторые
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10